Лента новостей
Большинство ирландцев заявили о готовности поддержать легализацию абортов 05:23, Общество Путин дал совет США в переговорах с КНДР 05:02, Политика В США при падении вертолета пострадали два человека 04:27, Общество Трамп рассказал о перспективах встречи с Ким Чен Ыном 04:23, Политика Организаторы спектакля Театра.doc в Петербурге заявили о давлении ФСБ 03:52, Общество Суд отказал Манафорту в его просьбе отменить одно из обвинений 03:13, Политика Путин осудил попытки давления на Турцию из-за покупки российских С-400 03:00, Политика Во Франции экс-сотрудников спецслужб обвинили в шпионаже в пользу Китая 02:33, Политика Глава «РГС-Жизни» назвал «неприемлемым» возвращение в «Росгосстрах» 01:53, Финансы Le Monde узнала о снятии обвинений с экс-главы УЕФА Мишеля Платини 01:47, Общество СМИ назвали инициатора стрельбы в школе в Индиане 01:33, Общество Мединский назвал «неприличными» жалобы киносетей на Минкультуры 01:16, Технологии и медиа Холдинг Усманова прекратил переговоры с РМК по месторождению меди Удокан 01:05, Бизнес СМИ оценили мощь залпа подлодки «Юрий Долгорукий» в «160 Хиросим» 00:39, Политика Путин призвал Запад не переходить «красную черту» в отношениях с Россией 00:16, Политика Путин заверил инвесторов в решении проблемы с наказанием за санкции 00:00, Бизнес Илон Маск рассказал о попытках купить домен «Украинской правды» 00:00, Технологии и медиа Путин на встрече с инвесторами оказался между японцем и американцем 25 мая, 23:26, Бизнес Шойгу рассказал о пусках крылатых ракет с истребителя Су-57 в Сирии 25 мая, 23:26, Политика Глава Минцифраза отделил регулирование в интернете от «закручивания гаек» 25 мая, 23:13, Технологии и медиа Захарова указала на нестыковки и неточности в расследовании крушения MH17 25 мая, 23:03, Политика Минфин США указал на риски выплаты дивидендов в пользу Rusal 25 мая, 22:52, Экономика США снимут ограничения с китайской компании по производству смартфонов 25 мая, 22:32, Бизнес «Наполи» начал переговоры о трансфере футболиста «Зенита» за €30-35 млн 25 мая, 22:32, Спорт Наибольший доход в МВД оказался у жен экс-тыловика и борца с наркотиками 25 мая, 22:22, Политика 10 советов тем, кто хочет побывать в Израиле 25 мая, 22:10, РБК и Минтуризма Израиля​ Путин пояснил свои слова о входе России в топ-5 экономик мира 25 мая, 22:03, Экономика Абэ предложил Путину помечтать о перспективе отношений России и Японии 25 мая, 21:39, Политика
Российские гипермаркеты ищут оружие против бедности
Санкт-Петербург и область, 14 мая, 16:40
0
Российские гипермаркеты ищут оружие против бедности
Фото: Виктор Погонцев/Интерпресс

Растущая конкуренция со стороны дискаунтеров заставляет российские сети гипермаркетов искать новые стратегии развития. Некоторые из ретейлеров постепенно приходят к выводу о необходимости смены позиционирования, пытаясь сфокусироваться на более дорогих товарах, другие — стимулируют более платежеспособный спрос. Эксперты ретейл-рынка считают подобные шаги хотя и вынужденными, но не совсем логичными.

Новые приоритеты

О смене коммерческой модели недавно заявил гендиректор «Ашан ритейл Россия» Франсуа Реми. По его словам, сеть уходит от позиционирования дискаунтера с упором на дешевые товары. «У нас они называются товарами первой трети ассортимента. Задача сейчас — дать клиентам более полное предложение, особенно во второй и третьей трети ассортимента, т.е. в среднем и премиум-сегменте», — пояснил Реми «Ведомостям». При этом сеть намерена предлагать более дешевые товары и в премиальном сегменте.

В результате смены стратегии количество товарных наименований в ассортименте сети может увеличиться на 30-40%. Сейчас в «Ашане» обычно представлено около 50 тыс. видов товаров. По словам Реми, за счет расширения предложения компания надеется нарастить число товаров в корзине покупателя и поднять трафик.

О необходимости продвигать более дорогие товары говорят и другие сети гипермаркетов. Например, об этом говорил гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг, комментируя результаты первого квартала 2018 года. «Покупатели позитивно реагировали на изменения в нашем предложении, маркетинге и коммуникациях, покупая больше товаров и отдавая предпочтение более дорогим позициям, что привело к самому мощному росту качества продаж с 2013 года», — приводила пресс-служба «Ленты» слова Дюннинга. По итогам первого квартала 2018 года сопоставимые продажи ретейлера увеличились на 6,1% год к году, а средний чек — на 5,5%. Руководство сети оценило показатели ретейлера как «воодушевляющие».

При этом в торговой сети подчеркивают, что речь не идет о смене стратегии — скорее, ретейлер старается реагировать на запрос потребителя. «Мы коммуницируем покупателям то, что ими востребовано. Если он ищет более дешевые товары, то мы ему делаем соответствующие предложения. Если хочет попробовать что-то более дорогое, то это мы ему соответственно коммуницируем. Но мы не переключаем покупателей насильно на более дорогие товары, это не работает», — пояснили РБК Петербург в пресс-службе компании.

Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин согласен с тем, что в случае с «Лентой» уместнее говорить о стимулировании продаж более дорогих товаров, чем о смене позиционирования. «Программа лояльности сети позволяет анализировать покупки и предоставлять таргетированное персональное предложение. Это дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса. В результате компания предлагает товары по более высоким ценам для тех, кто может себе позволить», — объясняет эксперт.

Вынужденный шаг

По словам гендиректора агентства INFOLine Ивана Федякова, желание торговых сетей сменить позиционирование или акценты в коммуникации, прежде всего, связано с кризисом формата гипермаркетов, который возник в результате жесткой конкуренции в эконом-сегменте.

«Конкуренция оттягивает потребителя в другие магазины. Магазины шаговой доступности стали предлагать покупателю цены, близкие к гипермаркетам. Это стало возможным, потому что крупные сети стали добиваться хороших закупочных цен, а поставщики добровольно-принудительно — участвовать в акциях», — поясняет Федяков. В результате многие покупатели предпочли не тратить время и деньги на дорогу в гипермаркет, а посещать магазины шаговой доступности, добавляет эксперт. Тимур Нигматуллин соглашается, что низкие цены уже не служат дополнительной мотивацией к покупкам в гипермаркетах.

Гипермаркеты могли бы предлагать более конкурентные цены, если бы не имели дополнительных издержек из-за большой площади. По словам Федякова, доля non-food товаров (электроника, бытовая техника, товары для интерьера, игрушки, одежда — ред.), которая в некоторых магазинах занимает 50-70% площади, избыточна — эта группа не так востребована. «Данную категорию покупают не так активно из-за конкуренции с интернет-магазинами наподобие AliExpress», — говорит Федяков.

Эксперт добавляет, что абсолютные данные игроки рынка не раскрывают, но косвенно о наличии подобной проблемы говорит желание ретейлеров сдать в аренду часть площадей гипермаркетов. Например, «Карусель» в гипермаркетах на улице Савушкина и проспекте Руставели предлагает в аренду помещения, площадь которых превышает тысячу квадратных метров, следует из информации на сайте ретейлера.

Сомнительный шаг

Эксперт не уверен, что новая политика гипермаркетов окажется эффективной в долгосрочной перспективе. «Решение перейти на более дорогой ассортимент вызывает сомнение, поскольку оно не соответствует экономической ситуации и современным трендам развития розничных сетей. Хотя я допускаю, макроэкономические показатели позволяют говорить о возможном улучшении. Хуже уже не должно быть», — полагает Федяков. «Несмотря на падение реальных доходов россиян, многие потребители устали от постоянной экономии и давления, и иногда хотят себя побаловать более качественными товарами», — добавляет эксперт.

Нигматуллин, в свою очередь, допускает рост спроса на более дорогие товары. «Последние опросы показывают, что сберегательные настроения снижаются. И по законам экономики после затяжного кризиса, если нет новых шоков, должен быть рост. Восстановительный рост будет заметен в первой половине этого года», — говорит он. Впрочем, периодические покупки дорогостоящих товаров в долгосрочной перспективе обычно не перерастают в привычку покупателя потреблять более широкий ассортимент, добавляет Нигматуллин.

Справка

По данным Петростата, реальные денежные доходы петербуржцев в январе-феврале 2018 года выросли на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом оборот розничной торговли за первый квартал 2018 года в сопоставимых ценах увеличился на 1,6%, а выручка розничных предприятий пищевых продуктами — на 2,3% год к году.

Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.