Петербургские бизнесмены открыли автозавод в Москве
Компания ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», основанная петербургскими предпринимателями Ильей Рашкиным (разработчик, учредитель, генеральный директор) и Игорем Гирдиным (учредитель, коммерческий директор), запустила в ОЭЗ «Технополис Москва» первый в России завод для массового производства электрических грузовиков собственной разработки EVM PRO.
С повышенным уровнем локализации
Как сообщили в компании, свою работу начинают два цеха — металообработки и крупноузловой сборки. Инвестиции в первую очередь проекта составили 393 млн руб., объем выпуска первой очереди — 1 тыс. машин в год. EVM PRO имеет все разрешительные документы для грузовых перевозок на дорогах общего пользования, предназначен для транспортировки мелких и среднегабаритных грузов для маркетплейсов и сервисов доставки (формат LCV). Продажи откроются 1 мая.
EVM PRO создан на базе шасси УАЗ Профи, способен перевозить до 1000 кг грузов. Двигатель полностью электрический, является собственной разработкой компании, также, как бортовая и силовая электроника. На одном заряде EVM PRO проходит до 300 км даже в холодное время года. В комплекте с машиной идет портативное зарядное устройство на 40кВт, которое, как утверждает производитель, при необходимости полностью зарядит автомобиль за 2 часа. Обогрев кабины осуществляется дизельным нагревателем.
Электрогрузомобиль будет производиться в трех модификациях — промтоварный фургон, еврофургон, изотермический фургон, а также авторефрижератор. Порядка 77% комплектующих в электромобиле — отечественного производства, включая всю бортовую электронику, стальной и цветной прокат, шасси, датчики и пластик. Двигатели собственной разработки пока импортируются из Китая, где они производятся по спецзаказу. В 3 квартале на московском заводе запустится электротехнический цех и начнется производство собственных электродвигателей и полный цикл SMT монтажа бортовой электроники. Для этого специально закупили линию по автоматизации производства статоров и роторов двигателей, копию той, что работает на заводе Tesla — Gigafactory Shanghai.
Рынок сбыта
Компания ориентируется в первую очередь на крупных клиентов. Первым из них стала «Почта России». Перед приобретением электрогрузовиков она проведет пробные поездки с целью выявить необходимость внести дополнительные опции под свои потребности. Также к приобретению EVM PRO проявила интерес «Газпромнефть-Омск», сообщили в «Электромобили Мануфэкчуринг Рус».
Важная особенность EVM PRO — право осуществлять перевозки грузов на дорогах общего пользования, в частности, по улицам городов. Абсолютное большинство существующих сейчас грузовых машин на электрическом ходу российского производства имеет право ездить только в пределах закрытых территорий предприятий. В сущности, это разного рода спецтехника — главным образом, электропогрузчики. В последнее время, как утверждают эксперты, интерес к электрогрузовикам для городских перевозок резко вырос — в том числе благодаря политике российского государства по массовому переводу автотранспорта на электрическую тягу. Автоэксперт, директор фонда «Альтэнит» Сергей Забелин прогнозирует уже в этом году запуск нескольких проектов массового выпуска электрогрузовиков. По мнению специалистов, потенциальный объем рынка легких электрических грузовиков формата LCV в России составляет около10 000 шт. в год.
Развитие тренда
EVM PRO — не первый российский электрогрузовик для городских перевозок. Первым был Next electro, созданный на базе ГАЗели в 2015 году компанией «СпецАвтоИнжиниринг». «Мы первыми в России получили документы на право возить грузы по дорогам общего пользования», — сообщил РБК Петербург генеральный директор АО «СпецАвтоИнжиниринг» Михаил Назин. В конце 2017 года начался мелкосерийный выпуск Next electro. Машины осуществляют коммерческие перевозки грузов и/или пассажиров в черте города. В начале января этого года «Группа ГАЗ» также сообщила о начале выпуска электрической модели грузовика GAZelle e-NN 2023.
В то же время, Сергей Забелин, директор фонда «Альтэнит», утверждает, что упомянутая техника это — единичные примеры мелкосерийного (несколько десятков машин в год) производства, а настоящего, массового конвейерного производства электрогрузовиков в России нет. Рынок представлен небольшим количеством иностранных машин — главным образом, китайских.
Эксперт допускает, что завод компании ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», может стать первым массовым, относительно проектов-предшественников, производителем легких российских электрогрузовиков (грузоподъемностью порядка 1 тонны).
Конкурентное окружение
Как утверждают в «Электромобили Мануфэкчуринг рус», по параметрам качества и цены (4,5 млн руб) с учетом госсубсидии на электромобили (950 тыс. руб. при покупке в кредит или в лизинг) EVM PRO вполне конкурентоспособна на рынке. Стратегическая цель компании — занять 30% рынка легких коммерческих электрогрузомобилей.
Компания АО «СпецАвтоИнжиниринг», как сообщил Михаил Назин, тоже собирается запустить массовое производство своих легких электрогрузовиков для городских перевозок новой разработки — «ЭкоАвтоПроф» на базе шасси УАЗ Профи. Этот проект создан при технической поддержке Соллерс Инжиниринг, группы компаний Соллерс. Однако в отличии от EVM PRO, который прошел все предварительные процедуры и получил все необходимые государственные документы (сертификаты, лицензии, разрешение на езду по дорогам общего пользования) «ЭкоАвтоПроф», по словам Михаила Назина, аналогичную процедуру еще не завершил, так что запуск производства планируется только в конце 2023 года. «Мы пока не конкурируем с EVM PRO, поскольку полноценного рынка электрогрузовиков в России фактически еще нет», — считает он.