Будни гильотины: как новые штрафы повлияют на жизнь бизнеса
В проекте новой редакции Кодекса об административно-правовых нарушениях (должен вступить в силу с 1 января 2021 года), Минюст предлагает увеличить штрафы для бизнеса почти в двадцать раз. Чиновники хотят ввести штрафы для индивидуальных предпринимателей (сейчас не установлены), сумма которых будет варьироваться от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Денежное наказание для юридических лиц при этом вырастет с 10–20 тыс. до 200–500 тыс. руб. Речь идёт о нарушениях, связанных с проверками ФНС, Роспотребнадзора и других контрольно-надзорных органов.
Предполагается, что увеличение штрафов будет происходит одновременно с реализацией закона о «регуляторной гильотине», который наоборот призван снизить давление на бизнес.
Эксперты РБК Петербург рассказали, для каких сегментов бизнеса новые штрафы станут «смертельными» и на что пойдут предприниматели, пытаясь избежать наказаний.
«С одной стороны, хочется сказать: не нарушай — не будет штрафов. С другой стороны, у нас так сформировано законодательство, что предприниматель не может выполнить все его требования. Я знаю такие случаи, когда бизнесмены выбирали, какие нормы им нарушать: Роспотребнадзора или МЧС, потому что выполнить и те, и другие одновременно невозможно. Понятно, что они выбирали нарушать те, где меньше штрафные санкции.
Я думаю, было бы правильно вначале утвердить условия для бизнеса, связанные с «регуляторной гильотиной» — в следующем году мы ждём новых нормативных документов. Вот когда правила станут простыми и понятными, тогда и можно будет повышать штрафы за их неисполнение. В текущей ситуации повышение штрафов может быть угрозой для развития бизнеса. Предприниматели будут ещё больше стремиться никогда не встречаться с надзорными органами, будут придумывать для этого всевозможные способы. Например, мы знаем, до чего у нас дошла ситуация с проверками на улице Рубинштейна — рестораторы стали часто менять юридические лица, чтобы минимизировать ответственность за нарушения.
Когда правила станут простыми и понятными, тогда можно будет повышать штрафы за их неисполнение.
Повышение штрафов прежде всего негативно отразится на малом и среднем бизнесе. Думаю, что микробизнесу будет чуть попроще. Он по роду деятельности сравним с микроорганизмами — что бы не происходило, они к любой ситуации быстро приспосабливаются. Если в компании работает небольшое количество людей и у неё незначительные денежные обороты, то она, как правило, не попадает под внимание контрольно-надзорных органов».
«Основная цель любого повышения штрафов для бизнеса — создание мотивации соблюдать нормы действующего законодательства, последствия нарушения должны быть ощутимы «для кармана». К сожалению, на практике это приводит к замкнутому кругу: либо новые проверки собирают штрафы в бюджет, либо предприниматели прибегают к коррупционным схемам.
При этом повышение штрафов пойдёт на руку некоторым потребителям — возрастёт «потребительский экстремизм». Сегодня мы можем наблюдать его проявление, в частности, на улице Рубинштейна. Жители расположенных на ней домов знают о некоторых «несовершенствах» заведений на первых этажах и ведут активную борьбу почти со всеми предпринимателями. Нередко такого рода борьба носит элемент шантажа: под угрозой инициирования нескончаемого количества проверок можно потребовать различных бенефитов, в том числе благоустройства придомовой территории. В такой ситуации бизнесу проще договориться с жителями.
В перспективе давление со стороны потребителей отразится на всех собственниках коммерческих помещений в жилых домах. Так, в частности, в соответствии с Жилищным кодексом любое переоборудование и перепланировка коммерческих помещений требуют 100% согласия всех собственников многоквартирных домов. В результате предприниматель, ведущий бизнес на первом этаже многоквартирного дома, становится заложником желаний жителей этого дома.
Пытаясь выжить, бизнес пойдет на крайние меры — небольшие компании будут закрываться и продолжать свою деятельность под другим юридическим лицом.
Если говорить в целом, то повышение штрафов может привести к летальному исходу малый бизнес. При небольшом обороте (например, около 10 млн в год) единовременные штрафы в размере 1-2 млн рублей будут неподъёмны для компании. Пытаясь выжить, бизнес пойдет на крайние меры — небольшие компании будут закрываться и продолжать свою деятельность под другим юридическим лицом, другой вывеской. Крупные компании, имеющие многомиллионный или многомиллиардный бизнес, репутацию и имидж на рынке, скорее всего, будут продолжать платить штрафы в новом размере. Тем не менее в сложившейся ситуации сложно говорить о декларируемом уменьшении давления на бизнеса или о появлении реальных способов регулирования конфликтов между предпринимателями и жильцами многоквартирных домов».
«Я не могу давать прогнозы космического масштаба, но если начнут штрафовать в бОльших размерах, ежедневно и всех сразу, то закроется 99% одиночных ресторанов на 30-40 посадочных мест. Ресторанные сети ещё как-то смогут выжить.
Вы же понимаете, что увеличение штрафов будет происходить на фоне увеличения цен на продукты, повышения стоимости аренды помещений, роста коммунальных платежей. Захотите отыграться на потребителях и поднять цены на меню — ради бога, но тогда к вам совсем перестанут ходить.
Насколько все эти инициативы сочетаются с намерением уменьшить давление на бизнес, о котором постоянно говорят власти? Я с 1987 года с оптимизмом смотрю на ресторанный рынок и думаю, что в нашей стране эти вещи легко сочетаются — уменьшать давление на бизнес и одновременно повышать для него штрафы».
«Перспективы неодинаковые для разных категорий предпринимателей. Например, повышение штрафа для индивидуального предпринимателя до 20-40 тыс. руб. вряд ли можно считать существенным. С другой стороны, штрафы для юридических лиц вырастут значительно, с 10-20 тысяч до 200-500 тысяч рублей, что для многих компаний может стать критическим.
Но вопрос не в размерах штрафа, а в том, что сама система контроля со стороны государства должна быть не наказывающей, а предупреждающей. Если эту ситуацию рассматривать с точки зрения развития бизнеса в целом, с помощью утверждённого нацпроекта о малом и среднем предпринимательстве, то акцент на мой взгляд должен в первую очередь быть сделан не на «планы» надзорных ведомств по той или иной категории штрафов, а на предупреждение и разъяснение предпринимателям правильного подхода или поведения с целью недопущения ошибки.
Одной из форм ведения такой информационной работы может быть специальное «единое окно господдержки», на которых предпринимателям подробно разъясняют каким образом необходимо управлять бизнесом, чтобы избежать штрафов, и как вести себя в ходе проверок.
Вопрос не в размерах штрафа, а в том, что сама система контроля со стороны государства должна быть не наказывающей, а предупреждающей.
Что касается проблемы зарегулированности предпринимателей, то действительно, по итогам года всеми контрольными органами планы проверок были увеличены в 1,5-2 раза, поэтому нагрузка на предпринимателей существенно возросла. Но зачастую это проверки по принципу «а давайте мы вас по минималочке оштрафуем, мол, у нас план», что иногда приводит к злоупотреблениям со стороны контрольно-надзорных органов.
При этом, многие нормы для бизнеса, которые сегодня представлены в законодательстве, устарели. Мы говорим о том, что живём в эпоху цифровых технологий, и в тоже время Роспотребнадзор требует у предпринимателей соблюдать норму о высоте омлета (высота омлета устанавливается санитарно-эпидемиологическим регулированием — ред.) или о наличии для кондитерских производств собственной яйцебитной (помещение для дезинфекции яиц и получения яичной массы — ред). Разрабатываемый механизм «регуляторной гильотины» как раз призван бороться с такими атавизмами.
Однако, в первую очередь необходимо полностью отрегулировать все сферы предпринимательской деятельности с точки зрения избыточных или устаревших норм, и только после этого вводить внушительные штрафы. И если до 1 января 2021 года такое «гильотинирование» провести не получится, необходимо продлить введение в силу измененного КоАП на соразмерный срок, например, на год».
Справка
Как сообщили РБК Петербург в Legal to Business, согласно докладу Минэкономразвития России «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» в 2018 году, административные штрафы применяются почти в 78% случаев привлечения к административной ответственности. Наиболее часто нарушения выявляются в финансово-бюджетной и налоговой сфере, в деятельности некоммерческих организаций, в сфере защиты авторских прав, прав потребителей и работников, обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения. Наибольшие штрафы в 2016-2018 годах взыскивались органами Росстандарта, ФАС России, ФСТЭК России, ФМБА России, Роспотребнадзора, Роструда, Минфина России, Роспатента, Рослесхоза.
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.