Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Предприниматели и кризис: победит тот, кто не перестанет развиваться

Утверждение, что кризис — это новые возможности для компаний, актуально для петербургских предпринимателей.
Фото: РБК
Фото: РБК

«Пока все сворачивают свои программы, нужно запускать новые направления, потому что на растущем рынке таких возможностей может и не представиться», – с таким мнением в принципе согласились все участники встречи клуба Winner. Темой октябрьской дискуссии, организованной РБК, стала «Стратегия победителей в неурожайный год».

Стагнирующая экономика – это не только крах целых отраслей, как, к примеру, произошло с туристическими операторами, но и развитие наиболее прибыльных направлений, которые выявляет конъюнктура меняющегося рынка.

Идти в противоход

Кризис, по мнению совладельца  автохолдинга «Мега-авто» Андрея Семенова, лучшее время для адаптации бизнес-модели. «В кризис хорошо идти в противоход – все сворачивают свои программы, а ты, наоборот, в этот момент запускаешь новые. Потому что на растущем рынке таких возможностей может и не представиться», – говорит предприниматель.

«Сейчас победит тот, кто не перестанет развиваться, – поддержал тему директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Алексей Семенов. – В прошлый кризис "Мегафон" продолжал вкладывать в строительство телекоммуникационной инфраструктуры по 2 млрд долларов в год, что на время создало для нас конкурентное преимущество».

Навстречу клиенту

Cейчас предприниматели готовы тратить средства на проекты, которые считались приоритетными еще в докризисных стратегиях.

Андрей Семенов считает, что для автодилеров основные точки роста лежат в сфере сервисного обслуживания. «Сейчас на автомобильном рынке, который реагирует на ситуацию в экономике быстрее всех, значительные потери. Нужно сделать максимальное предложение в том секторе, где клиенту комфортнее находиться в период кризиса. Клиенты перестают покупать новые машины, но начинают активнее обслуживать старые», – говорит предприниматель.

Уже несколько лет сервисные услуги (предложение автокредитов, страховок, гарантийный ремонт) для автодилеров является более прибыльной статьей, чем собственно продажа машин. Из-за сокращения спроса на новые модели компании теряют не только процент с продаж, но и более значительные заработки от сервиса – процент от банков, страховщиков, доходы от ремонтных работ. Постгарантийное обслуживание, в отличие от страхового сегмента, где автодилеры занимают монопольное положение, – высококонкурентный рынок. Андрей Семенов считает, что постгарантийный ремонт и возросший интерес к тюннигу сейчас становятся для автосалонов единственными точками максимальной прибыли.

Инвестиции в сети

Компания «Мегафон» продолжает считать продажу услуг по передаче данных ключевым элементов своей бизнес-модели. «В последние годы мы в целом наблюдаем изменение модели поведения потребителя. У нас происходит переориентация на потребление услуги передачи данных. Абоненты в России уже достигли порога насыщения «по голосу», даже если у человека есть бесплатный суточный голосовой вызов – он не будет разговаривать 24 часа в сутки. Основная конкуренция сейчас – в сегменте передачи данных. Инвестиции в сети создают конкурентное преимущество для компаний телекоммуникационной отрасли», – отмечает Алексей Семенов.

Продуктовая диверсификация

Алексей Мохнаткин, генеральный директор группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника», производящей светодиодные источники света, рассказал о кризисных моделях развития своей компании. Основными направлениями работы в этом году стали сокращение издержек и работа с ассортиментом.

С конца 2013г. компания поменяла структуру инвестиционных затрат, сократив практически до нуля инвестиции в непрофильные проекты и активы. «Все, что можно остановить, мы остановили. Оставили только вложения в НИОКР, поскольку наш рынок находится на острие научных разработок, мы сильно зависим от инвестиций в исследования», – подчеркнул Мохнаткин.

Говоря о продуктовой диверсификации, предприниматель отметил, что компания недавно начала расширять свое присутствие на розничном рынке. «Если два года назад мы вообще не продавали в розницу, то сейчас в магазинах представлена основная линейка продукции». Впрочем, такая диверсификация – часть долгосрочной стратегии. «Мы понимаем, что на рынке промышленного освещения у нас порядка 45-50%, на рынке розничного освещения сейчас меньше пяти. Соответственно, это перекос, который нужно выравнивать», – сказал Мохнаткин.   Хотя кризис отчасти помог производителю светодиодных источников света: спад производства заставил многие компании жестко контролировать расходы и задумываться о сокращении трат на электроэнергию. «Еще два года назад директор промышленного предприятия, у которого затраты на освещение составляют 15% от постоянных затрат, мог отмахнуться от нашего предложения. Сейчас разговор совсем другой, компании готовы искать деньги – лизинг, кредиты – чтобы сократить эти 15% вполовину», – рассказал С. Мохнаткин. Он также отметил, что трудности с импортом в Россию дают конкурентные преимущества компаниям с наибольшим уровнем локализации.

Кризис с деньгами

Строительные компании, которые столкнулись с падением спроса и затовариванием рынка, пока не говорят о приостановке вложений в новые проекты. «Мы как девелоперы не можем не инвестировать. Чтобы развиваться, мы должны покупать новые участки, строить дома», – отметил Константин Ковалев, первый заместитель генерального директора Группы компаний «Пионер».

Топ-менеджер признался, что банки в последнее время повышают ставки по кредиту (с 12 до 14%) и усложняют условия получения денег для строительных компаний. Однако инвестиции можно привлечь и со стороны частных инвесторов. «Особенность этого кризиса в том, что это кризис с деньгами: вроде бы рецессия, а деньги у инвесторов есть. Мы ведем переговоры по привлечению денег в проекты с частными структурами. В основном речь идет о 20-25% годовых. Это больше, чем в банках, но и требования гораздо мягче», – уточнил Ковалев.

РБК благодарит компанию Simple, ресторанную группу ITALY-GROUP и ресторан "Елагин" за организацию встречи.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 17:50
5,2 тыс. компаний приняли участие в выставках под брендом Made in RussiaОтрасли, 18:26
Сотрудники аэродрома в Таганроге пострадали от удара ATACSMПолитика, 18:25
Матвиенко раскритиковала главу Минцифры из-за «Почты России»Бизнес, 18:21
В России начались продажи Dongfeng ix5. Его продавали под другим брендомАвто, 18:16
Эксперты считают выдачу прокатных удостоверений играм избыточной меройОбщество, 18:13
CAS объяснил, почему не дал Украине забрать титулы у тренера «Зенита»Спорт, 18:07
Минобороны сообщило, что Киев ударил ATACMS по аэродрому в Таганроге⁠Политика, 18:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
ФСБ и МВД выявили сеть мошеннических call-центров в МосквеОбщество, 18:01
Официальный курс доллара ЦБ вырос более чем на ₽3 и превысил ₽103Инвестиции, 17:59
Александр Новак назвал новые меры поддержки малого и среднего бизнесаОтрасли, 17:59
Путин в День Конституции наградит более 30 выдающихся россиянПолитика, 17:52
ЕС согласовал 15-й пакет антироссийских санкцийПолитика, 17:48
Песков рассказал, какой нейросетью пользуется ПутинТехнологии и медиа, 17:39
Минкультуры назначило нового руководителя Севастопольского гостеатраОбщество, 17:28