Полтавченко: Число креативных пространств выросло в Петербурге в 10 раз
В Петербурге за последние пять лет количество креативных пространств выросло почти в 10 раз. Такое заявление сделал губернатор города Георгий Полтавченко, выступая на всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме».
По его словам, на территориях промзон открываются лофты, коворкинг-зоны и культурные центры. Новым шагом в развитии передовых технологий станет создание Хай-парка университета ИТМО.
Лофт — верный союзник
В прошлом году, напомним, выступая перед депутатами петербургского парламента, Полтавченко говорил, что «креативные индустрии — наш верный союзник в защите памятников промышленной архитектуры». Среди мер, которые должны способствовать «развитию креативной индустрии», он называл действующий закон о льготах на имущество за крупные инвестиции в объекты культурного наследия (льготная аренда 1 рубль за 1 квадратный метр в обмен на инвестиции в реставрацию); законопроект «О фонде креативных пространств», который предназначен для средних и малых компаний, размещаемых в неплохо сохранившихся зданиях; и передача объектов, требующих основательных капиталовложений, в концессию крупным инвесторам. «От них потребуется привести здание в порядок и не менее 70% площадей зарезервировать под культурную, творческую и образовательную функции», — говорил тогда губернатор.
Законопроект «О фонде креативных пространств» был подготовлен уже к началу этого года. Под Фондом в документе понимаются «объекты недвижимости, объединенные с целью предоставления лицам, реализующим проекты по организации креативного пространства». Общая площадь Фонда креативных пространств составит 20 тыс. кв м. Помещения будут предоставляться малым и средним компаниям по итогам торгов, арендная плата составит 0,01 от фактической.
В комитете по инвестициям тогда говорили, что интересы Петербурга в сфере получения доходов бюджета в случае принятия законопроекта защищаются тем, что имущество предоставляется по результатам торгов, а льгота по арендной плате применяется к начальной цене договора, являющегося предметом торгов. Таким образом, окончательная цена договора может быть значительно выше для коммерчески привлекательных объектов, отметили в комитете, добавив, что городу также не придется содержать объекты фонда.
Три элемента
Как ранее писал РБК Петербург со ссылкой на исследование Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), в Петербурге насчитывается минимум 183 креативных пространства. Это лофты — креативные кластеры, частные художественные галереи, частные музеи, коворкинги, событийные площадки. В 2013 — 2016 годы в городе в среднем открывалось по двадцать креативных объектов в год.
По словам основателя кластеров «Голицын Лофт», «Флигель», «Дом Культуры», «Третий кластер», соучредителя управляющей компании BS Art Development Group Александра Басалыгина, в основном, успешные креативные пространства включают в себя три элемента: ретейл, выставочное пространство и мероприятия. «Ретейл дает деньги. Мероприятия у разных креативных центров работают по-разному. Если пространство находится в центре города — мероприятия тоже могут быть прибыльными. Но главное — они дают цитируемость…Выставочная и культурная деятельность никогда никому не дает денег, и нам не дает, но это очень важная сторона жизни. Это больше похоже на мессианство», — говорил он в интервью РБК Петербург.
В будущем, по его словам, новые лофты будут появляться в тех точках «серого пояса», где по тем или иным причинам нельзя строить жилье. «Я не думаю, что лофтов в «сером поясе» будет много, потому что в основном там будут жилые «муравейники», — отметил Басалыгин.