«Шпротовозки» на дороге: Петербург потеряет половину маршрутов
Изменения в сети петербургского пассажирского транспорта будут выноситься на общественные обсуждения. Как стало известно газете «Коммерсантъ», встречи будут проходить на площадках районных администраций по аналогии с общественными обсуждениями строительных проектов. Нововведение связано с планируемой реформой наземного пассажирского транспорта, в результате которой число маршрутов в городе сократится в два раза.
Идею об общественных обсуждениях уже поддержали в Смольном и Законодательном собрании города. По словам депутата петербургского парламента Ирины Ивановой, во встречах будут принимать участие общественные организации с коммерческими транспортными структурами, которые уже обслуживают район. В комитете по транспорту Петербурга подтвердили изданию, что готовы провести общественные обсуждения в 18 районах города.
Вдвое меньше маршрутов
Изменения в сети городских маршруток должны произойти в ходе масштабной реформы наземного пассажирского транспорта, которая будет проведена в середине 2020 года. Ее суть заключается в переводе коммерческих маршруток на социальные тарифы. Параллельно с этим в городе будут исключены все дублирующие маршруты. По данным газеты, в результате реформы маршрутная сеть города сократится почти вдвое — до 362 маршрутов. При этом количество автобусов на дорогах уменьшится на 34%, до 4,2 тыс. машин, за счет введения автобусов большой вместимости.
Кроме этого, транспортные компании будут обязаны закупить новые машины — не старше 2018 года выпуска (эксперты оценивают их стоимость в размере 12–15 млн руб.). До 1 октября текущего года Смольный планирует провести конкурсы по 31 лоту общей стоимостью 10 млрд руб. среди транспортных компаний.
Риски и страхи
В ГКУ «Организатор перевозок», которое ведет разработку документа планирования сети наземного транспорта, отмечают, что новая модель основана на матрице корреспонденций пассажиров, которую учреждение отслеживает на основе транзакций электронных билетов, то есть «видит», сколько человек передвигалось между остановками. По словам сотрудников учреждения, 86% поездок оплачивается карточками.
Однако представители бизнеса обращают внимание на низкое качество исследований пассажиропотоков на сети, которые легли в основу реформы. В частности, представители транспортных компаний отмечают, что у чиновников есть представление о пассажиропотоке только на социальных маршрутах. Неизвестным остается реальный трафик на маршрутках. Игроки рынка опасаются, что расчеты, на основе которых формируется цена контракта, могут привести к банкротствам.
Источники издания в Смольном, говоря о рисках реформы, также говорят о вероятности срыва контракта, банкротстве компаний-победителей, возможном выходе на рынок неизвестных ранее перевозчиков, которые демпингуют, необходимости замены перевозчика через проведение аукциона заново.
Городские «шпротовозки»
Председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василий Киселев отметил в разговоре с изданием, что с сокращением количества транспортных средств автобусы превратятся в «шпротовозки». По его мнению, городу, наоборот, остро необходимо нарастить парк наземного транспорта (до 10 тыс. машин). Он полагает, что Смольный рассчитывает на значительную экономию средств, вводя реформу, так как аукцион предполагает конкуренцию и демпинг.
Кроме того, Киселев рассказывает, что после проведения исследований, на которые были потрачены бюджетные средства, «Организатор перевозок» обратился за показателями трафика к игрокам рынка. «Тогда непонятно, что они все это время считали», — говорит он.
Справка
В настоящее время в Петербурге работают 17 перевозчиков. Самые крупные игроки рынка — ОАО «Третий парк», ООО «Петербургская транспортная компания» и ООО «Питеравто».