Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Финны возвращаются на рынок фастфуда в Петербурге

Эксперты говорят о новых возможностях для рынка петербургского фастфуда
Фото: К.Сальмела (Hesburger) и О.Папазов ("МегаГрупп")/ РБК
Фото: К.Сальмела (Hesburger) и О.Папазов ("МегаГрупп")/ РБК

В начале апреля финская сеть ресторанов быстрого питания Hesburger заявила о значительном расширении своего присутствия на российском рынке. Только в Петербурге к концу мая откроется девять фустфудов Hesburger, а общее число торговых мест по всей стране достигнет сорока. По этому показателю Россия станет в один ряд со странами Балтии - Эстонией, Латвией и Литвой. В самой Суоми семейная компания Hesburger, которая возникла только в 1980 году, открыла 289 точек и сумела обогнать здесь «чемпиона мира» по фастфуду - McDonald's. В 2013 году выручка финской сети во всех странах достигла 260 млн евро.

Рестораны в Балтии находятся в собственности материнской компании, а в России Hesburger намерена развиваться по схеме франшизы - партнером стала компания «МегаГрупп» (владеет франшизой американских пекарен Cinnabon и Auntie Anne's).

Hesburger в 2010 году уже делал попытку закрепиться на российском рынке. Владельцем мастер-франшизы на Россию стало ООО «Русбургер», которая открыла несколько точек в Москве и Петербурге. Компанию связывали с "Останкинским мясоперерабатывающим комбинатом", который поставлял мясо в сеть. Но первый гамбургер финского образца в двух столицах вышел комом: три из четырех ресторанов в Петербурге закрылись (осталась точка в Приморском районе). Уцелевшие рестораны в Москве и Петербурге теперь принадлежат «МегаГрупп», сообщили в компании. Как считает один из руководителей финской сети Hesburger Кари Сальмела, причина неудачи "Русбургера" - неудачно выбранное расположение торговых точек (хотя, к примеру, в Петербурге Hesburger был рядом со станциями "Технологический институт" и "Василеостровская").

Трудности франшизы, или Как погасла «Яркая звезда»

Иностранный опыт применения франшизы в России накопил как успешные примеры, так и неудачи, поясняет генеральный директор InfoLine Иван Федяков: «Классический пример – это сеть McDonald's, которая во всем мире развивается по принципу франшизы. И только в России у McDonald's до недавнего времени все рестораны находились в собственности. В свое время директор сети в России объяснил, что если бы они развивали сеть как везде в мире, то в ресторанах наравне с гамбургерами наверняка продавалась бы шаверма».

Одно из немногих удачных исключений – это проект сети Subway, хотя у нее тоже наблюдались взлеты и падения. «До кризиса 2009 года сеть довольно быстро росла, затем пошел резкий спад, и по всей стране закрылось около 80% ресторанов. Говорили даже о том, что Subway уйдет из России. А сейчас мы видим своеобразный ренессанс, и число ресторанов снова растет», - поясняет Федяков. А развить франшизу американской сети Carl's Junior в России не удалось: в этом году обанкротилась компания «Яркая звезда», открывшая в Петербурге 26 ресторанов. «Carl's Junior, на мой взгляд, не выделялся на петербургском рынке ни ассортиментом, ни ценами, ни чем-то иным. А ведь его конкуренты достаточно раскручены на рынке. Могу предположить, что другая проблема «Яркой звезды» – это высокая долговая нагрузка, в том числе из-за подорожавших продуктов и выросших ставок по кредитам. Если средняя рентабельность фастфуда как бизнеса составляет 20% в год, а кредит при этом берется под 25%, то экономика проекта, очевидно, не «сходится», - объясняет руководитель InfoLine.

Удачное совпадение

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

«Экономический спад и политическая ситуация в России увеличивают наши риски, но одновременно нам открываются новые возможности, например, снижается стоимость арендной платы», - говорит один из руководителей финской сети Hesburger Кари Сальмела. Стоимость аренды для фастфуда – это самая значимая статья издержек, которая превышает затраты на оплату труда и закупки продуктов. По оценкам InfoLine, из-за оттока клиентов цена аренды снизилась по сравнению с прошлым годом на 10-15%.

«Первоначально мы собирались открыть в Петербурге всего три ресторана, но как раз в этот момент возникла история с «Яркой звездой». У нас появилась возможность выбрать девять лучших мест, но при этом мы собираемся развиваться очень осторожно», - говорит владелец «МегаГрупп» Олег Папазов. Как пояснил Папазов, средний объем инвестиций на открытие нового ресторана Hesburger составляет 10-12 млн руб., а срок окупаемости не превышает двух лет. Он отказался раскрыть детали финансовых договоренностей с финской сетью, но отметил, что «МегаГрупп» предоставлены льготные условия. Обычно первоначальный взнос для франшизы Hesburger составляет 17,5 тыс евро, а роялти – 8% оборота.

Оценивая риски, О.Папазов добавил, что уровень российской локализации Hesburger достигает 75%, чему вполне может позавидовать отечественный автопром: «Нам приходится покупать бразильское мясо вместо европейского, что увеличивает издержки, в том числе на логистику. А те компоненты, которые мы приобретаем у материнской компании, не попали под запрет». Hesburger выпускает под собственной торговой маркой кетчупы, соусы и соленые огурцы, они продаются не только в точках фастфуда, но также в крупнейших торговых сетях Финляндии. Несмотря на это, «МегаГрупп» оценила спад валовой выручки компании в 2015 году на 20% против обычной.

Иван Федяков уверен, что рынок фастфуда Петербурга в обозримом будущем ждет консолидация и дальнейший рост: «Даже McDonald's не удалось захватить и 10% рынка общественного питания, хотя она работает с конца 1980-х годов. В Петербурге больше 2 тыс. ресторанов и кафе, и три десятка McDonald's – капля в море. Посмотрите, как агрессивно рекламируют себя крупные игроки – скорее всего, они станут развивать франшизу, ведь при масштабировании бизнеса очень трудно контролировать технологии и качество только собственными силами». Рынку фастфуда Петербурга есть куда развиваться: пока он лишь догоняет Эстонию, население которой составляет всего 1,5 млн человек. До пятимиллионной Суоми, где даже в небольших городках работают несколько конкурирующих предприятий быстрого питания, Петербургу пока далеко.

Павел Прохоров

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Made in India: как индийское правительство помогает запустить IT-бизнес Мнение, 09:40
На крупнейшем в 2024 году IPO разместили акции «Европлана» на ₽13,1 млрд Инвестиции, 09:35
Российские специалисты впервые показали устройство ракеты Storm Shadow Политика, 09:32
План идеального собеседования на 15 минут, на полчаса и час Pro, 09:30
Небоскреб по-домашнему: квартиры на 30 этаже и даже выше РБК и ПИК, 09:23
Малкин стал лучшим в матче НХЛ Спорт, 09:14
Налоговая система Гонконга меняется под нажимом ЕС. Что появилось нового Pro, 09:10
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В аптеках возник дефицит сверхбыстрого инсулина Общество, 09:02
Оператор заявил о повреждении электростанций в центре и на западе Украины Политика, 08:51
Гарвард снял переплет из кожи человека с библиотечной книги XIX века Общество, 08:47
Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить Pro, 08:41
В Бразилии загорелся небоскреб Общество, 08:09
Какие магазины чаще всего открывают в новостройках РБК и ПИК, 08:06
Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» Политика, 08:01