Петербургские ученые - о том, как школьники становятся "изгоями"
Петербургские социологи провели масштабное исследование о том, как школьники зарабатывают популярность среди сверстников. Оказалось, что у девочек популярность среди одноклассников во многом зависит от успеваемости. У мальчиков картина куда сложнее - их популярность во многом зависит от их агрессивности.
К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ – СПб Даниил Александров, Валерия Иванюшина и Вера Титкова. Результаты их исследования «Популярность школьников и образовательная среда школы» опубликованы на портале OPEC. Базой для исследования послужили данные опроса в Петербурге, в котором участвовали 5904 ученика восьмых-десятых классов (14-16 лет).
Интересно, что ученые пришли к выводу, что мальчики двойственно относятся к агрессии. И то, что не ассоциируется у них с мужественностью, – например, хорошие отметки, снижает «рейтинги» отличников среди одноклассников. В классах, равнодушных к учебе, «первые ученики» оказываются изгоями.
Каков поп, таков и приход
По степени популярности отличников в классе можно судить и о самой школе – о том, насколько декларируемые ею образовательные цели реализуются в ее академической среде и сообразуются с установками учеников. В классах, где подростковые ценности идут вразрез со школьными, социальный статус хороших учеников будет низким.
При этом отношение к отличникам во многом зависит от школы и класса, подчеркивают исследователи. В одних школах такие учащиеся маргинализируются, потому что их сверстники не видят смысла в учебе. В других классах к хорошим ученикам обращаются за помощью, и академические достижения повышают их статус среди одноклассников. Определить статус школьника в сети отношений с ровесниками можно с помощью двух индексов: так называемой воспринимаемой популярности (измерение на основе суждений одноклассников по поводу «заметности» ученика) и социометрической популярности, когда школьников просят назвать своих друзей.
Школьники с высокой воспринимаемой популярностью – лидеры, однако они не всегда «характеризуются сильной включенностью в сети общения», уточняют исследователи. Социометрическая популярность больше говорит об общении ребенка, поскольку показывает его «место в сети дружб».
Школьники с высокой социометрической популярностью обычно умеют хорошо общаться – помогают другим, неагрессивны, у них меньше проблем с поведением и ниже риск социального исключения. Ученики с высокой воспринимаемой популярностью могут вести себя воинственно и иметь проблемы с обучением.
Примеры того, что академический уровень школы (класса) служит модератором взаимосвязи между статусом ученика и его достижениями в учебе, дает зарубежная практика. В рамках стратифицированной системы образования (Нидерланды, Германия) зависимость между средним баллом ученика и его социометрической популярностью определяется образовательным контекстом класса и треком школы: готовит ли она к поступлению в вуз или сразу – к профессии. Во втором случае успехи в учебе не считаются важными, а значит, не гарантируют отличнику высокого статуса среди одноклассников. В школах, нацеливающих своих учеников на высшее образование, интерес к учебе вознаграждается общественным признанием.
Академический уровень класса – средняя успеваемость учеников – определяет отношение к агрессивным школьникам. В классах с высокой успеваемостью агрессия со стороны ученика снижает его социометрическую популярность. Но не всегда – воспринимаемую популярность, добавляют авторы статьи.
Крутые мальчики vs умные девочки
Талант к общению – «социальный интеллект» – важен и для мальчиков, и для девочек. Однако мальчики и девочки по-разному видят идеал, поэтому у факторов популярности есть своя гендерная специфика. Так, успеваемость вносит больший вклад в популярность девочек.
Для мальчиков же важнее проявлять спортивные способности, считаться сильным и «крутым». Поэтому агрессивность, антисоциальный настрой некоторых подростков не мешает им считаться популярными среди одноклассников.
А вот успехи в учебе у мальчиков, напротив, нередко ассоциируются с «немужественностью». Отсюда и насмешки над отличниками, их невысокая воспринимаемая популярность. В классах с явным антишкольным настроем – со слабой академической мотивацией – популярность мальчиков тем ниже, чем выше их оценки. Отличники в таких классах фактически исключаются из общения. Однако таких классов немного (в выборке их оказалось всего 7%).
С другой стороны, отмечают авторы статьи со ссылкой на ряд зарубежных исследований, «одноклассники могут высоко ценить академический успех мальчиков, если он достигается без особых видимых усилий и зубрежки».
Социологи размышляют и над стратегиями приспособления школьников к своему окружению. Так, хорошие ученики, чтобы не оказаться в числе изгоев, стараются скрывать свой интерес к учебе, поддерживают баланс между популярностью и успеваемостью.