Экономист — о том, грозит ли Петербургу дефолт
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service понизило рейтинги 11 регионов, 5 городов РФ и 95 российских компаний до уровня «Ca» c «негативным» прогнозом — вслед за аналогичным действием 6 марта по отношению к суверенному рейтингу России. В число 5 городов попал и Санкт-Петербург (наряду с Москвой, Краснодаром, Омском и Волгоградом). В число пострадавших компаний попали несколько петербургских — «Газпром нефть», «Газпром», АО «Биокад», «Группа ЛСР», «Совкомфлот», «Россети Ленэнерго». Также в список на пересмотр с возможностью снижения попали рейтинги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ОАО «Западный скоростной диаметр». А 10 марта Moody's понизило рейтинги 39 российских финансовых институтов, в число которых попал «Банк Санкт-Петербург».
Уровень «Ca» — последний перед дефолтом. Ранее до такого же уровня понизили свои рейтинги два других участника «большой тройки» мировых рейтинговых агентств — S&P и Fitch. Суверенный рейтинг был снижен на фоне ожиданий, что меры контроля за движением капитала, введенные Банком России, ограничат трансграничные платежи, в том числе обслуживание долговых обязательств.
Прямой угрозы нет
По словам руководителя департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, профессора Елены Роговой, вопреки формулировкам преддефолтного рейтинга «дефолт неизбежен» (S&P прямо так и поясняет свой рейтинг), Петербургу такой рейтинг напрямую дефолтом не угрожает. Дефолт, то есть, невозможность обслуживать свои долги, для Петербурга в краткосрочной перспективе малореален — потому что у города практически нет иностранных долгов (у иностранных портфельных инвесторов есть небольшое количество городских облигаций), а обслуживать российские — он пока вполне способен, считает эксперт. Ситуация может ухудшиться из-за падения бюджетных доходов, обусловленного ухудшением положения городского бизнеса. В этом смысле гораздо большее значение имеет снижение рейтингов крупных петербургских компаний, а также банков.
«Низкий рейтинг компаний и банков снижает привлекательность для инвесторов их акций и облигаций, — говорит Елена Рогова, — но напрямую на финансовую устойчивость не влияет. Однако это сильно ухудшает для компаний возможность брать кредиты для внешнего финансирования проектов. Кроме того, это ухудшает взаимоотношения с партнерами — поставщиками сырья и комплектующих, которые оценивают надежность партнера по совокупности параметров, в том числе, долгосрочной финансовой устойчивости при заключении долгосрочных контрактов». На краткосрочные контракты нынешнее понижение рейтингов вряд ли повлияет, считает эксперт, поскольку пока петербургские компании достаточно устойчивы.
Но последствия будут
В то же время невозможность брать относительно дешевые кредиты делает ликвидность более дорогой и снижает ее приток. «Это сказывается на инвестиционной активности и, таким образом, на перспективах развития бизнеса. Частично эти потери могут быть возмещены из бюджета, но возможности городского бюджета ограничены, а по федеральному бюджету будет жесткая приоретизация целей, и необязательно цели развития бизнеса (долгосрочные) будут в приоритете перед требующими более быстрого решения социальными проблемами», — добавляет эксперт.
Впрочем, все эти соображения касаются зарубежных рынков и иностранных партнеров, которых у петербургского бизнеса довольно мало, говорит Елена Рогова. Проблемы могут возникнуть лишь у компаний, разместивших свои ценные бумаги за рубежом, но их немного. Больше всего снижение рейтингов повлияет на новые сделки с ценными бумагами петербургских компаний и российских банков на зарубежных фондовых рынках. Если сильно пострадают банки, то у компаний уменьшатся возможности брать у них кредиты. А это ухудшит условия работы компаний и, соответственно, их финансовые результаты. Для бюджета Петербурга в ближайшей перспективе гораздо опаснее (чем снижение рейтинга) уход из города крупных иностранных компаний, считает Елена Рогова.
По словам эксперта, рейтинговые агентства все эти обстоятельства учитывают, так что снижение их рейтингов означает в перспективе серьезную угрозу как для города (как экономического субъекта), так и для экономики Петербурга.