Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 
Эксклюзив

Глава холдинга «Евразия»: «Почти половина наших гостей ушла в магазины»

Фото: Пресс-служба холдинга «Евразия»
Фото: Пресс-служба холдинга «Евразия»

В 2017 году, по данным Петростата, оборот рынка общественного питания Петербурга вырос на 3,3%. Игроки рынка говорят о стагнации, вызванной сокращением главной клиентуры кафе и ресторанов — среднего класса. По словам владельца холдинга «Евразия» Алексея Фурсова, сейчас этот класс «умер», переместившись из ресторанов в супермаркеты. В интервью РБК Петербург Алексей Фурсов рассказал, как рестораторы меняют модели работы и в какие проекты ему интересно вкладывать деньги.

УСПЕШНЫ ПРОЕКТЫ НЕ ДЛЯ БЕДНЫХ

— За последние несколько лет вы запустили порядка десяти новых проектов, но из них успешными оказались только три. Почему?

— Раньше я сам непосредственно занимался управлением проектами, но в последнее время выступаю в роли инвестора. Я беру команду талантливых людей и просто вкладываю в них деньги. Так получилось, что у нас на данный момент созданы, помимо «Евразии», три команды, которые оказались успешными — это проекты «Чабрец», «Стейк давай!» и Mouse House.

Проекты, которые оказались неуспешными, были ориентированы на так называемый «средний класс минус», который просто умер за последние четыре года. Даже 40% гостей «Евразии» просто ушли в супермаркет. Люди в принципе перестали ходить в рестораны, у них нет денег. А некоторые если и ходят, то реже. По статистике использования карт мы видим, что человек ходит в ресторан в четыре раза реже. Хотя при этом, надо отметить, и приток новых гостей есть, и туристы нас посещают.

Поэтому новые успешные проекты ориентированы на людей, у которых есть деньги — «средний плюс» и выше.

— Проект Mouse House также ориентирован на детей. Может быть, он успешен и потому, что на детей денег никогда не жалко?

— Там немного другая история. Наш проект ориентирован на детей, но мы не конкуренты Joki Joya. Это не масс-маркет, где все стоит очень дешево и, образно говоря, в интернете можно купить скидочный купон на вход по 200 рублей. Мы этого делать не хотим. Мы ориентируемся на «средний плюс». Мы хотим получать за билет такие деньги, чтобы в парке было немного людей, чтобы было безопасно и гости получили хороший сервис. Если для кого-то это дорого — на рынке есть другие предложения.

Наши новые проекты — не масс-маркет, где все стоит очень дешево и, образно говоря, в интернете можно купить скидочный купон на вход по 200 рублей. Мы этого делать не хотим.

«ЗАКРЫВАЛИ ЗАВЕДЕНИЯ И БУДЕМ ЗАКРЫВАТЬ ЕЩЕ»

— Каким был 2017 год для «Евразии»?

— Это был относительно неплохой год. Падения не было, но и роста тоже. В нынешней ситуации хорошо, что продажи остались на прежнем уровне.

— Но вы закрыли треть ресторанов.

— И будем закрывать еще. В 2018 году мы планируем закрыть 10 ресторанов и открыть 5-7 новых. Мы закрываем маленькие точки и открываем большие. К сожалению, рестораны маленькой площади практически не работают, и мы пока не знаем, как заставить их работать.

— Можно ли еще больше снизить цены?

— К сожалению, в массовом сегменте уже невозможно придумать что-то еще. Если завтра мы понизим цены в «Евразии» в два раза, то превратимся в убыточную историю — будем продавать блюда по стоимости продуктов в магазине, а может и дешевле. Продукты, электричество, вода подорожали за последние годы настолько, что уже невозможно снижать цены. Ресторанный рынок сильно зависит от курса валют.

— Насколько сильно «Евразия» зависит от импорта?

— В «Евразии» порядка 60-70% импортные ингредиенты, хотя многие продукты производятся и в России. Но, ориентируясь на российское продовольствие, мы становимся заложниками их специфического оборота.

Вот есть мурманский лосось — отличная рыба, которая по качеству ничем не отличается от норвежской. Но запасов мурманской рыбы хватает только на два месяца в году. В оставшиеся десять месяцев мы вынуждены покупать лосось на Фарерских островах за непонятные деньги. В итоге мы берем лосось в два раза дороже, чем он стоит в европейских магазинах. А у нас на лососе основано 30-40% меню.

Или, например, краснодарский рис. Как только доллар и евро растут, краснодарский рис идет на экспорт и не попадает на внутренний рынок. Его сразу гонят в Турцию. А мы покупаем китайский рис.

ЦЕНЫ НИЖЕ, ЧЕМ В 2013 ГОДУ

— Какой курс валют был бы оптимальным для вашего бизнеса?

— Для комфортного ведения бизнеса, чтобы рестораны имели нормальную прибыль и нормальные сроки окупаемости, евро должен стоить максимум 60 рублей, доллар — 50. Это уровень, когда можно выдохнуть и нормально себя чувствовать. А сегодня поднять цены невозможно. В «Евразии» продажная цена в рублях на 20% ниже уровня цен 2013 года. Опускать некуда, а поднимать нельзя.

— За счет чего тогда привлекать аудиторию?

— Только качеством продукта и сервисом. Мы обновляем интерьеры, строим новые красивые рестораны, работаем с сервисом — стараемся дать за меньшие деньги лучший продукт. Но питерский покупатель особенный — гости не готовы ни за что платить. Гость считает, что все должно быть быстро, дешево и идеально.

— Это получается?

— Не всегда. Я читаю рецензии критика Бориса (известный анонимный блогер-ресторанный критик — ред.), он часто нас ругает, часто хвалит. В последний раз он опять разорвал «Евразию». Критика справедлива, но нужно помнить о цене. Если мы продаем мисо-суп за 59 рублей, что вы от нас хотите? Он говорит, там плавает один грибочек. Да, он там плавает, и да, он там один. Но суп стоит 59 руб. — один доллар! Мисо-суп нигде не стоит один доллар. А мы за эту цену предлагаем ложку, салфетку, сервис.

— А сколько он должен стоить?

— Мне нравится японская кухня в Таиланде. И я могу сказать, что сейчас в Таиланде в любом бистро — даже не в ресторане — стоимость мисо-супа в четыре раза выше. А у них все ингредиенты локальные, никакого импорта. И закупка продуктов их ресторанам обходится в 2-3 дешевле, чем нам, потому что креветка стоит дешевле картошки.

Он говорит, в мисо-супе плавает один грибочек. Да, он там плавает, и да, он там один. Но суп стоит 59 рублей — один доллар!

ПРОИЗОШЛА РЕСТОРАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

— Когда-то вы говорили, что ресторанный рынок ждет зачистка. А недавно заявили, что кризис пройден. Так что в итоге происходит?

— Я сказал чистую правду в обоих случаях. Произошла ресторанная революция: пачками закрываются старые рестораны и открываются новые. Мы столкнулись с новым трендом — все стало стоить одинаково.

— Например?

— Если мы с вами пойдем в «Макдоналдс», то, чтобы нам нормально поесть, мы закажем на 700-800 рублей. В «Евразии» это были бы те же деньги. Смешно, но и в среднем ресторане Ginza Project мы заплатим за ланч ту же сумму. Уже нет разницы.

— Почему так получилось?

— Продукты стали дороже, и поэтому самые дешевые заведения тоже стали дороже. Самые дорогие сегменты ресторанного рынка подешевели, чтобы поддержать спрос. В итоге одна цена. Я не считаю это правильным. «Макдоналдс» должен отличаться от «Евразии» в два раза, а «Евразия» должна быть дешевле, чем Ginza. Во всем мире так работают. Если вы придете в дорогой ресторан в Милане, вы закажете стейк за 50 евро, а в траттории он будет стоить 15 евро. Но не бывает так, что в дорогом ресторане стейк стоит 20 евро, а в дешевом — 18 евро. А у нас сегодня так.

— Так что будет с рынком в 2018 году?

— Понятия не имею…Слабые проекты закроются, выживут сильные, у которых есть запас прибыли. В стабильной ситуации все живут нормально, просто сильные зарабатывают больше, а слабые — меньше. Но сейчас слабые проекты не зарабатывают, они в лучшем случае работают в ноль. А кто-то тянет минусовую историю, потому что жалко бросать. Но если завтра доллар будет стоить 70 рублей, а евро — 80 рублей, то, я думаю, 30% заведений закроются.

Сейчас слабые проекты не зарабатывают, они в лучшем случае работают в ноль. А кто-то тянет минусовую историю, потому что жалко бросать.

ЧЕРНЫЙ РЫНОК

— Сейчас рестораторы уделяют большое внимание рынку фудтеха. Планируете ли вы развивать это направление?

— Нет. В «Евразии» есть доставка, но она никогда не была основополагающей. У нас есть услуга «Сам Заберу», которая пользуется большой популярностью. Продажи еды у нас растут постоянно, а доставка за пять лет не выросла ни на рубль. Ничего перспективного я в этом направлении не вижу.

— Почему?

— Это своеобразный рынок. Уже есть много компаний, которые занимаются только доставкой. Но есть еще и громадный рынок «черной» доставки.

— Как это работает?

— Условно Вася с Петей и Машей снимают квартиру. Вася и Петя повара, Маша официантка. Маша идет расклеивать в соседние дома рекламу, образно, «суши по 20 рублей». Потом ребята разносят заказы по всем соседям. В итоге все довольны, потому что качество хорошее, ребята работают сами на себя, приносят еду быстро, арендной платы нет, налогов нет. И это очень большой рынок. Поэтому бороться за рынок доставки — история не для нас.

— Еще один тренд: многие рестораторы планируют открыть заведения в Европе. Вы разделяете их энтузиазм?

— У меня было три опыта — в Финляндии, Чехии и Великобритании. И все оказались неудачными. Модель ресторана за границей кардинально отличается от модели ресторана у нас. В России успешность ресторана зависит, в первую очередь, от стоимости аренды. Так вот, за границей это вообще не имеет значения.

В России успешность ресторана зависит, в первую очередь, от стоимости аренды. Так вот, за границей это вообще не имеет значения.

Основная затратная часть в любом заграничном проекте — зарплата. Средняя цена аренды хорошего помещения в Барселоне — 10 тысяч евро, а расходы на зарплату и налоги с нее — 70 тысяч евро. Модель такого ресторана предполагает полную загрузку. Это не наша тема, когда у тебя два стола и пустой зал. Там это не работает. В итоге компанию ждет автоматическое банкротство со всеми вытекающими последствиями. Сейчас я это понимаю и не иду в Европу.

ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО

— Вы сказали, что в последнее время вы в большей степени выступаете как сторонний инвестор. Какие отрасли вам интересны для инвестирования, кроме ресторанного рынка?

— Я сейчас рассматриваю разные стартапы, в том числе, меня интересует производство. Я считаю, что это наиболее полезное дело из тех, которыми я могу сейчас заняться.

— Чем полезное?

— «Купи-продай» мне уже неинтересно. Сегодня развитие собственного производства в стране — почетное и полезное дело. Обязанность, что ли, для любого бизнесмена, который может себе это позволить. Парадокс: у нас такая большая страна, а мы все импортируем. Чем больше мы сделаем для создания хорошего внутреннего продукта, тем лучше.

— Но при благоприятной рыночной конъюнктуре этот внутренний продукт пойдет на экспорт, и история с лососем и рисом повторится.

— Это отлично! Если будет расти экспорт, то будет укрепляться рубль.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26