Коррупционные схемы РЖД в очередной раз подтвердила ФАС РФ
Очередные нарушения коррупционного толка в работе ОАО "Российские железные дороги" выявила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ.
На этот раз в поле внимания ведомства оказались Главный вычислительный центр (ГВЦ) железнодорожной компании, а также деятельность железнодорожников в Сочи, где полным ходом идет подготовка к Олимпиаде 2014г.
В частности, расследование показало, что ГВЦ устанавливал цены на оказываемые услуги с разницей в 10 раз. Дело началось с жалобы одной из коммерческих фирм: ООО "Билет Сервис" пожаловалось, что филиал РЖД навязывал ему невыгодные условия договора на технологическое и техническое обслуживание терминального оборудования.
В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС установила, что у указанного филиала РЖД отсутствовал единый подход к формированию стоимости услуги по техническому обслуживанию терминального оборудования, которое предназначено для продажи проездных документов на поезда дальнего следования.
При этом оборудование принадлежало организациям, не входящим в группу ОАО "РЖД". Например, Нижегородский информационно-вычислительный центр взимал за предоставление этих услуг 7,55 тыс. руб., а Ростовский информационно-вычислительный центр - всего 672,6 руб.
По итогам расследования филиал РЖД был признан виновным в ограничении конкуренции и получил предписание устранить выявленные нарушения.
Другое серьезное злоупотребление ФАС выявила в Краснодарском крае, где РЖД вступило в сговор с Южной транспортной компанией (ЮТК). Последняя взяла в аренду часть территории, расположенной рядом с путями общего пользования N11 и N12 грузового двора железнодорожной станции Сочи.
Это сделало невозможным самостоятельную разгрузку грузов – права на передвижение по территории были переданы арендатору, вынуждая получателей и отправителей грузов действовать через него.
Выездная проверка ФАС показала, что жалобы компаний ООО "Евро-Бетон-1" и ООО "СМУ-21" на невозможность самостоятельной разгрузки инертных материалов (бетон, песок, щебень и т.д.) оказались обоснованными. Также отмечается, что Южная транспортная компания является конкурентом заявителей на рынке строительных материалов. В связи с этим РЖД и ЮТК выдано предписание об устранении этих нарушений.
Факты подобных злоупотреблений – далеко не редкость в разветвленной и не всегда экономически эффективной структуре РЖД. Например, недавние проверки выявили, что только на поставках топлива в карманах полуаффилированных с монополией посредников ежегодно оседает около 3 млрд руб.