Конституционный суд выступил против формализма в вопросе о гостайне
Соответствующее решение содержится в определении суда, опубликованном сегодня на сайте КС.
Основанием для рассмотрения стала жалоба полковника погранслужбы из Благовещенска Сергея Пушкина на нарушение его конституционных прав положениями федерального закона «О государственной тайне».
В июле 2013 года С.Пушкин отправил своего несовершеннолетнего сына на годичную учебу в Новую Зеландию. Соответствующий рапорт пограничник предоставил непосредственному начальству. Однако когда срок пребывания молодого человека в Полинезии превысил шесть месяцев, в пограничном управлении ФСБ сочли его постоянно проживающим за рубежом. На этом основании его отец в феврале 2014 года лишился допуска к государственной тайне.
Мужчина обратился в суд. Гарнизонный и окружной военный суды сочли подобное решение законным. После этого полковник Пушкин решил оспорить сам закон, предписывающий лишать допуска к секретным сведениям тех, чьи родственники постоянно проживают за рубежом более шести месяцев. По его мнению, таковыми можно считать только тех, кто имеет гражданство или вид на жительство, но никак не учебную визу.
Конституционный суд РФ в своем определении отмечает, что само по себе лишение должностного лица права доступа к таким сведениям (при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты) не противоречит Конституции.
Вместе с тем, отмечают судьи, уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска к государственной тайне, не могут руководствоваться лишь критериями, установленными ведомственными инструкциями и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами РФ более шести месяцев. По мнению КС, необходимо учитывать все обстоятельства, в том числе степень секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты тайных сведений.
Ольга Зарубина