Американский ритейлер Wal-Mart вышел на российский рынок
Крупнейший мировой ритейлер, американская Wal-Mart Stores зарегистрировала дочернее юридическое лицо в России ООО "ВМ истерн юроп холдингз, ЛЛК". По данным газеты "Коммерсант", "дочка" компании уже вступила в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая является главным лоббистом интересов российских торговых сетей.
Ранее директор по связям с общественностью Wal-Mart International Кевин Гарднер сообщал изданию, что его компания "изучает все возможные выходы на российский рынок". Прошлой весной Wal-Mart назначила президентом сети на территории развивающихся стран Востока и России бывшего топ-менеджера немецкой Rewe Group Штефана Фандерля.
Агентство Reuters со ссылкой на осведомленный источник сообщает, что американский ритейлер ведет переговоры о создании совместного предприятия с российской X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"): Х5 внесет в СП магазины "Карусель", а Wal-Mart будет инвестировать в дальнейшее развитие гипермаркетов. Гендиректор Х5 Лев Хасис отметил лишь, что его компания "теоретически готова к СП", но не комментирует переговоры с Wal-Mart. В прошлом году американский ритейлер также участвовал в тендере на покупку петербургской сети "Лента".
Как отмечают эксперты, сейчас самое подходящее время для экспансии — себестоимость строительства новых магазинов упала из-за кризиса более чем на 40%, а многие местные ритейлеры готовы к продаже бизнеса.
По оценке директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, инвестиции в гипермаркеты могут сейчас составлять примерно 600 долл. в 1 кв. м (до кризиса — 1-1,1 тыс. долл. в 1 кв. м), а земля может обходиться в 50-100 долл. за 1 кв. м (до кризиса — 300-500 долл. за 1 кв. м). Но органический рост требует больших временных затрат и надежных подрядчиков, которых из-за кризиса в России почти нет, считает старший аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина.
Что касается потребительского поведения россиян, то оно мало отличается от европейского, и с этой точки зрения сложности у Wal-Mart маловероятны, считает Наталья Загвоздина. "Особенность торговли в России — это большое количество импорта и сложная система логистики",— резюмирует эксперт.
Крупнейшая в мире сеть Wal-Mart создана в 1962 году в США. Оперирует в четырех основных форматах: дискаунтеры (5 тыс. кв. м), суперцентры (18 тыс. кв. м), "магазины у дома" (все три — под маркой Wal-Mart) и центры мелкооптовой торговли Sam`s Club. Насчитывает более 7 тыс. магазинов в 14 странах мира. Выручка за третий квартал 2008 года — 97 млрд долл. Капитализация на 9 января — около 203 млрд долл.