Лента новостей
Умер сыгравший Гитлера в «Бункере» актер Бруно Ганц Общество, 16:20 Бизнес с друзьями: как научиться четко разделять личную жизнь и работу РБК и «Билайн» Бизнес, 16:05 ЦСКА ушел от поражения в товарищеском матче с «Ньюкаслом» Спорт, 15:58 Меркель увидела необходимость в согласовании санкций против России Общество, 15:54 Суд арестовал фигуранта дела Baring Vostok Майкла Калви Политика, 15:53 Лавров упрекнул ЕС за «натоцентричность» и логику «ведущий — ведомый» Политика, 15:46 Порошенко указал Меркель на важность усиления давления на Россию Политика, 15:30 Кириенко назвал преимущества конкурса управленцев «Лидеры России» Политика, 14:56 Шведские ученые представили свою версию гибели группы Дятлова Общество, 14:12 Пенс назвал невозможным защитить закупающие оружие у противника страны Политика, 14:10 В ТЦ Петербурга рассказали о письме с угрозами о взрыве Общество, 13:42 Российский нападающий вошел в тройку лучших игроков дня в НХЛ Спорт, 13:01 Меркель рассказала о расчете на «другие отношения» с новой Россией Политика, 12:55 Эрдоган отказался разорвать контракт по C-400 ради поставок Patriot Политика, 12:43
С.-Петербург ,  
0 
В Петербурге началась волна банкротств торговых компаний
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Только за последние несколько месяцев в Петербурге обанкротились сразу несколько дистрибуторских компаний, некоторые из которых имели годовой оборот более 2 млрд руб. Многие другие участники рынка стремительно теряют выручку. Банкротства дистрибуторов в большинстве случаев связаны с тем, что крупный сетевой ретейл стал отказываться от посредников, предпочитая работать напрямую с производителями.

В списке павших

В 2017 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», на стадию ликвидации перешли такие петербургские продуктовые дистрибуторы, как «Мясторг» (4,4 млрд руб. выручки за 2016 год), «Смага» (3,2 млрд руб.), 4Ф (2,5 млрд руб.), «Астера» (2,4 млрд руб.) и ряд других сопоставимых по размеру компаний. РБК Петербург направил в компании запрос с просьбой пояснить причины финансовых трудностей.

Как считают опрошенные РБК Петербург эксперты продовольственного рынка, сложности дистрибуторов напрямую связаны с изменением ситуации в рознице.

На фоне падения покупательского спроса практически единственным инструментом конкуренции в ретейле становится цена, поясняет бывший директор компании «Любимый край» Дмитрий Байков. Такая ситуация привела к ужесточению закупочной политики ретейлеров. «Если комиссия дистрибутора делает товар на полке дороже даже на несколько процентов, то это звено необходимо исключить из цепочки поставок. У федерального ретейла для этого есть и логистическая инфраструктура, и финансовая мощь», — сказал Байков.

При этом в Северной столице конкуренция в рознице более жесткая, чем в других регионах, говорил ранее РБК Петербург гендиректор INFOLine Иван Федяков. По его данным, на сетевую розницу в Северной столице приходится значительно большая часть товарооборота, чем в среднем по России, а совокупная доля крупных сетей за последний год достигла 80%.

«Небольшие магазины имеют мизерную долю, формат традиционных рынков также показал свою несостоятельность — на них приходится не более 2%. Рынки, по сути пустуют и закрываются, и на их площадях открываются сетевые магазины. Незавидная участь ожидает и петербургские локальные сети — они оказались под жесточайшим давлением со стороны федеральных игроков, и каких-то перспектив их дальнейшего развития я не вижу», — сказал Федяков.

Альянс за спиной

Для дистрибуторов ситуация осложняется тем, что федеральные сети пытаются установить с производителями прямой контакт не только на российском, но и на зарубежном рынке, говорит совладелец Василеостровской пивоварни Николай Митчин.

По его словам, из-за этого многие дистрибуторы импортного алкоголя лишились своих мест на полках гипермаркетов. «Сети начинают завозить дешевое пиво или вино из-за границы. Часто это продукция малоизвестных российскому потребителю брендов, я даже не стараюсь их запоминать. Это не транснациональные производители, но достаточно крупные для того, чтобы обеспечить российскому ретейлу нужные объемы», — рассказывает Митчин.

Конкретных пострадавших дистрибуторов бизнесмен предпочел не называть. Впрочем, его предположение подтверждаются экспресс-анализом поставщиков алкогольной продукции.

Например, выручка ООО «Невский синдикат», одного из дистрибуторов продукции компании «Балтика» за прошлый год сократилась на 27% — до 4,8 млрд руб. Дистрибутор «Напитки», ежегодно генерировавший миллиардный оборот, банкротится с июня 2017 года. Выручка винной компании «Каудаль» в 2016 году упала на 20% — до 370 млн руб.