Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
В Великобритании число противников Brexit превысило число сторонников 07:00, Политика В Москве установлен температурный рекорд за 140 лет наблюдений 06:18, Общество Politico узнал о «двадцатимиллионных» тратах Пентагона на изучение НЛО 06:17, Общество В Голливуде создали комиссию по борьбе с сексуальными домогательствами 06:02, Общество Полиция проверит драку журналистов на оглашении приговора Улюкаеву 05:15, Общество Новое правительство Австрии выступило за смягчение антироссийских санкций 04:15, Политика В Габоне мужчина с ножом напал на двух корреспондентов National Georaphic 04:07, Общество В Гондурасе при крушении вертолета погибла сестра президента страны 03:14, Общество Ле Пен призвала заменить ЕС «Союзом европейских наций» 02:27, Политика Венесуэла выдала «Роснефти» лицензию на газовые месторождения на шельфе 02:27, Бизнес Во Франции на аукционе скелет мамонта продали за €548 тыс. 01:20, Общество Россияне выбрали название для моста через Керченский пролив 01:15, Общество СМИ узнали об уведомлении родителей плененного ИГ казака о его смерти 00:39, Общество В Чувашии полицейский насмерть сбил женщину 00:29, Общество В Иркутской области в ДТП с рейсовым автобусом пострадали 10 человек 16 дек, 23:51, Общество В штабе Собчак пояснили условия ее отказа от участия в выборах 16 дек, 23:18, Политика В Петербурге суд арестовал следователя по подозрению в получении взятки 16 дек, 23:13, Общество 15 идей подарков для коллег и бизнес-партнеров 16 дек, 22:47, РБК и Афимолл Сити Губернатор Подмосковья назвал сроки устранения неприятного запаха 16 дек, 22:43, Общество В Совфеде заявили о желании России помочь Асаду в борьбе с «хаосом» 16 дек, 22:22, Политика СМИ сообщили о письме Саакашвили к Порошенко с предложением мира 16 дек, 22:09, Политика «Реал» второй год подряд выиграл чемпионат мира среди клубов 16 дек, 21:58, Спорт В Австралии при обрушении балкона во время корпоратива погиб один человек 16 дек, 21:09, Общество Курс биткоина пробил отметку $19000 в преддверии начала торгов на СМE 16 дек, 21:07, Финансы Сбербанк пообещал акционерам 1 трлн руб. дивидендов к 2020 году 16 дек, 21:05, РБК и Сбербанк В Аргентине отправили в отставку главу ВМС после пропажи подлодки 16 дек, 20:48, Политика Суд принял к производству иск «Системы» к «Роснефти» на 330,5 млрд руб. 16 дек, 20:41, Бизнес Улюкаев рассказал о первой ночи в СИЗО 16 дек, 20:15, Общество
Торговля воздухом: чем борьба торговых сетей грозит потребителю
Санкт-Петербург и область, 10 окт, 13:03
0
Торговля воздухом: чем борьба торговых сетей грозит потребителю
Иван Федяков, генеральный директор INFOLine:
Фото: РБК

Главным следствием финансового кризиса для торговли стало катастрофическое падение покупательной способности населения (за последние 3 года почти на 20%). Это в свою очередь привело к сокращению мелкой розницы. В Петербурге, например, доля крупных сетей за последний год достигла 80%. В ближайшей перспективе эта цифра будет расти. Такая динамика радикально меняет ситуацию на рынке. Если раньше крупные ретейлеры могли развиваться за счет вытеснения мелких игроков, то теперь они вынуждены не на жизнь, а на смерть бороться друг с другом. Вопрос лишь в том, чем эта борьба обернется для потребителя.

На пороге смерти

Структура рынка food retail в России стремительно меняется. За 2016 год доля сетевого ретейла выросла на 3-4%. Теперь 700 крупнейших сетей FMCG обеспечивают больше половины товарооборота продуктов питания в стране.

Этот процесс и дальше будет идти по нарастающей. По нашим прогнозам, к 2020 году доля крупнейших 10 ретейлеров достигнет 40% товарооборота российской продовольственной розницы. Увеличение доли ТОП-10 будет происходить за счет массового ухода с рынка независимых магазинов и небольших региональных сетей.

В Петербурге на сетевую розницу уже сейчас приходится значительно большая часть товарооборота, чем в среднем по России. Небольшие магазины имеют мизерную долю, формат традиционных рынков также показал свою несостоятельность — на них приходится не более 2%. Рынки, по сути пустуют и закрываются, и на их площадях открываются сетевые магазины.

Таким образом, точка невозврата пройдена: организованная розница контролирует практически все товаропотоки в регионе. Незавидная учесть ожидает и петербургские локальные сети — они оказались под жесточайшим давлением со стороны федеральных игроков, и каких-то перспектив их дальнейшего развития я не вижу.

Битва в узком кругу

Главное следствие сложившейся ситуации — серьезное ужесточение конкуренции между крупными ретейлерами. Ярким свидетельством этого стала отрицательная выручка «Ашана» — впервые за всю историю работы сети в России. Сейчас третье место «Ашана» в ТОП-10 находится под угрозой, причем не со стороны ГК «Дикси», которая чудом сохранила за собой четвертую позицию, а со стороны «Ленты», которая выросла за прошлый год почти на 30% и продолжает расти на 17% в первом полугодии 2017 года.

«Лента» успешно тиражирует формат гипермаркета, а в конце 2015 года начала развивать формат супермаркетов. Это позволяет осваивать регионы, где «Лента» пока не очень хорошо представлена. В первую очередь речь идет о Москве, где строить гипермаркеты крайне сложно и зачастую не эффективно.

Все в проигрыше

Конкуренция в рознице ужесточается на фоне заметного падения спроса на продовольствие. В этих условиях главный инструмент борьбы за покупателя — сдерживание роста цен, которое происходит несмотря на объективный рост себестоимости производства продуктов питания.

Тем не менее низкая платежеспособность населения делает вопрос цены ключевым в принятии решения о покупке. Ни сервис, ни география, ни ассортимент сейчас не играют такой роли, как цена — это основной драйвер продаж.

Неудивительно, что ключевым ресурсом в борьбе за покупательский спрос стало снижение качества продуктов питания, которое происходит под давлением конкуренции на внутреннем потребительском рынке. Да и производитель всегда будет искать способ удешевить продукцию. В итоге ряд производителей просто начинает продавать воздух. Например, современная молочная продукция — это в ряде случаев напичканная воздухом субстанция, которая продается под названием «йогурт» или «творог».

Вопрос лишь в том, насколько этот ресурс безграничен. С одной стороны, предела снижению качества нет, так как это понятие не поддается строгому определению. Если товар безопасен для потребителя, то он имеет право быть на полках в магазинах, однако существенная часть таких товаров оказывается абсолютно бесполезна для потребителя. С другой стороны, практика показывает, что борьба за удешевление продукции вполне может спровоцировать тотальное падение спроса на всю категорию.

Яркий тому пример — история с сыром, которая показала, как снижение качества приводит к физическому снижению объема продаж. Покупатель просто перестал покупать. Похожая ситуация была с замороженными полуфабрикатами в 2010-2011 годах. Сначала был бум роста продаж полуфабрикатов, но как только их качество и потребительские свойства снизились ниже допустимого, стали падать продажи. Это фактически привело к уничтожению целого сегмента рынка. В проигрыше остались все — и производители, и ретейлеры, и, самое главное, потребители.


Позиция автора может не совпадать с мнением редакции

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.