Миллионы на разговоры: как в Петербурге решили поддержать туризм
Комитет по развитию туризма правительства Санкт-Петербурга впервые выдаст субсидии некоммерческим организациям (НКО). Устроители успешных городских деловых мероприятий, на которых обсуждаются социальные темы, смогут компенсировать часть или половину своих расходов. Максимальный размер субсидии может составить до 10 млн руб., сообщает пресс-служба комитета.
Потенциальные грантополучатели отмечают, что оплата постфактум станет барьером для молодых НКО, которые наиболее нуждаются в государственной поддержке. Часть опрошенных руководителей общественных объединений в целом считают финансовые программы государства имитационной поддержкой; другие считают, что даже с учетом изъянов гранты и субсидии серьезно помогают третьему сектору.
Кто лучше?
Региональная поддержка органов исполнительной власти предоставляется социально-ориентированным НКО по четырем направлениям: финансовому, информационному, имущественному и методическому. За 8 месяцев текущего года в Петербурге 255 раз поддержали НКО. На эти цели из городского бюджета было выделено 25 млн руб.
В комиссию нового конкурса грантов от комитета по развитию туризма войдут специалисты конгрессно-выставочной отрасли и туриндустрии Санкт-Петербурга. Они решат, кто из организаторов семинаров, конференций, форумов или выставок успешно провел мероприятие, соответствующее критериям конкурса.
С учетом личных симпатий
Руководители НКО и специалисты в этой области неоднозначно оценивают новую возможность. Одни убеждены, что принцип возмещения уже понесенных расходов отсеивает недобропорядочных грантополучателей. Другие отмечают, что такое условие становится барьером для молодых НКО, у которых на исполнение обязательств по проекту еще нет оборотных средств. Такие условия, по их мнению, становятся причиной побед в городских конкурсах одних и те же организаций.
Участники опроса РБК Петербург, имеющие опыт получения государственных грантов, рассказали о главных изъянах системы финансовой поддержки НКО. По их словам, члены конкурсной комиссии обычно действуют авторитарно — не вникают в детали и различия проектов, не учитывают рекомендации экспертных советов, предоставляющих для них оценку перспектив реализации той или иной инициативы, и ранжируют потенциальных победителей с учетом личных симпатий.
В Ассоциации Е.В.А (сетевая организация, созданная для улучшения качества жизни женщин с ВИЧ, вирусными гепатитами и другими тяжелыми болезнями) провели анализ доступности социально-ориентированных НКО к бюджетным средствам, выделяемым в целях профилактики ВИЧ среди групп повышенного риска в 2016-2017 гг. Было выявлено, что все доступные НКО механизмы бюджетной поддержки предполагают наличие оборотных средств на исполнение обязательств по проекту.
В ассоциации отметили тенденцию приоритета поддержки проектов, направленных на профилактику среди населения в целом, а не среди групп повышенного риска. Например, на видеоролики для общего населения город потратил в 40 раз больше, чем на работу по консультированию в уязвимых группах и аутрич-работу (метод работы с отдельными группами населения, при котором специально обученные сотрудники или добровольцы выходят в места встреч, пребывания, отдыха, работы целевой группы, и оказывают им поддержку).
«К сожалению, устранить аффилированность конкурсной комиссии при сегодняшней модели распределения субсидий на региональном уровне невозможно. Несовершенен механизм принятия решений и надзора за проектами. В направлении открытости, честности и эффективности реализации грантов и субсидий, региональным властям есть чему поучиться у Фонда президентских грантов», − описывает ситуацию директор АНО «Ресурсный центр по донорству», директор АНО «Центр социально-правовой защиты населения» Станислав Давыдов.
«Существующая деятельность, скорее, создана для достижения городом целевых показателей, нежели для развития самих НКО, — добавляет руководитель Фонда «Ресурсный центр поддержки социально-ориентированных организаций, проектов и программ» Наталья Соловьева. — Конкурсные комиссии не желают разбираться с новичками. Узко сформулированы номинации, поэтому по формальным причинам в участии могут отказать организациям, которые эффективно решают заявленные в конкурсных условиях задачи, но работают в смежных областях». К тому же, процедура предоставления финансовирования очень забюрократизирована, организаторы требуют избыточный пакет документов, отмечает она.
Есть прогресс
Президент Санкт-Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов ГАООРДИ Маргарита Урманчеева полагает, что требование о предоставлении большого пакета документов оправдано — оно позволяет отсечь «несерьезных» участников и дает экспертной комиссии материал для объективной оценки. Чтобы при этом оставались возможности к участию новых организаций, она предлагает разделять конкурсы субсидий для опытных и молодых НКО.
Директор АНО САП «Серебряный возраст» Марина Бутинова подчеркивает, что появилась возможность получения некоторых субсидий авансом в полном объеме. «Наши пожелания по предоплате проектов реализованы. Расширяется количество грантодателей. Теперь даже комитет по туризму поддержит НКО», − отмечает она.
Руководитель Благотворительного фонда культуры семьи и детства Елена Никитина дает высокую оценку процессу подачи заявок через Комитет по молодежной политике, который снял с НКО часть задач по формированию пакетов документов и начал запрашивать справки самостоятельно: «Процесс подачи заявок стал понятным. К счастью, в списках победителей теперь можно увидеть и небольшие НКО».
Справка
Среди форм государственной поддержки, которыми на практике пользуются НКО, 42% руководителей некоммерческих организаций назвали получение грантов (или субсидий), 29% — получение имущественной поддержки, помещений от органов власти в аренду или безвозмездное пользование; 22% — выполнение работ и оказание услуг в рамках муниципального и государственного заказа. Такие данные были получены в ходе всероссийского исследования системы поддержки НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики».
20% НКО имеют в своих бюджетах гранты (субсидии) от органов местного самоуправления и региональных органов власти, 10% — средства федерального бюджета
Достаточно полезными были признаны такие формы, как участие в совместных с органами власти общественных советах, участие в совместных с органами власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных и конфликтных комиссиях.