Эксперты: Главными промышленными инвесторами Петербурга останутся российские компании
Главными промышленными инвесторами Санкт-Петербурга, несмотря на активный приход в регион крупных иностранных фирм, в обозримом будущем останутся российские компании, полагают эксперты.
Тот факт, что основной объем вложений в Северную столицу сегодня приходится на российский бизнес, подтверждает первый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городского правительства Сергей Фивейский. В качестве примера чиновник приводит "Северсталь", которая за последние 8 лет инвестировала в город на Неве порядка 17 млрд руб. Компания также рассчитывает участвовать в поставках материалов для автомобильных производств, уже обосновавшихся и только строящихся в Петербурге.
Среди факторов, влияющих на преобладание российского капитала в общем объеме инвестиций в экономику региона, специалисты называют ситуацию на мировых рынках и политические процессы. Так, по словам председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, недавний вооруженный конфликт в Южной Осетии спровоцировал решение иностранных инвесторов о выводе капитала из России. "Выход капитала все равно имел бы место, поскольку ситуация в мире, конъюнктура меняются: стабилизируется американская экономика, крепчает доллар, и какой-то поворот намечался в энергетике, ценах на нефть", - отметил он.
По словам А.Шохина, ситуация может измениться именно благодаря российским компаниям, которые из-за высоких потенциальных рисков инвестирования за рубежом направят свои финансы в собственную страну. "Чтобы сбалансировать ситуацию, российские власти должны действовать аккуратно в отношении бизнеса, не обрушивать рынки непродуманными действиями против российского бизнеса", - подытожил глава союза промышленников и предпринимателей.
В то же время власти Санкт-Петербурга рассчитывали на значительный приток иностранных инвестиций в область производства автокомпонентов в связи с появлением в городе сборочных производств целого ряда мировых автогигантов — на берегах Невы решили разместиться Toyota, General Motors, Nissan, Suzuki и Hyundai. Об этом неоднократно заявляла губернатор города Валентина Матвиенко.
Как выяснилось, зарубежные компании не спешат вкладывать деньги в Петербург. "Правительство Санкт-Петербурга сделало многое для улучшения инвестиционного климата города, однако остается ряд проблем для наших компаний", - заявила на прошедшем на днях III российско-японском инвестиционном форуме старший заместитель министра экономики, торговли и промышленности Японии Такаити Санаэ. "Слишком много нужно оформлять различных бумаг — это существенное препятствие для инвестирования, - пояснила она. - Кроме того, законы часто меняются и вольно интерпретируются".
В последнее время и губернатор города стала активнее искать инвесторов из других регионов России. В частности, недавно В.Матвиенко предложила правительству Республики Коми рассмотреть возможность участия предприятий из этого региона в формировании кластера производителей автокомпонентов в Петербурге.
Более того, иностранные компании также ищут в России местных поставщиков. В частности, президент Toyota Boshoku Russia (производитель автокомплектующих) Масанори Хаттори заявил, что компания намерена сотрудничать с российскими поставщиками сырья для своего местного производства. В таком сотрудничестве иностранцы видят избавление от логистических проблем, вызванных недостаточно развитой российской транспортной инфраструктурой. По словам Т.Санаэ, одной из проблем инвестирования в Петербург является именно необходимость доставки продукции (сырья и компонентов) из Японии через всю Россию на Северо-Запад в условиях плохих автодорог.
Логистический вопрос актуален не только для японцев. Как указано в корпоративных материалах MAN в России со ссылкой на члена правления немецкой группы MAN Nutzfahrzeuge Карла Шаллера, группа также намерена в течение 3 лет найти в России местных поставщиков компонентов для своего будущего автосборочного предприятия.
Другой проблемой, ограничивающей приток иностранных инвестиций в город, является дефицит территорий. По словам С.Фивейского, между инвесторами развернулась серьезная конкуренция за промышленные площадки, так как земли для всех желающих не хватает. Проекты только одной "Северстали" на площадке "Ижорских заводов" рассчитаны на освоение территории в 153 га.
Каждую инвестиционную заявку администрация Санкт-Петербурга планирует впредь оценивать по балльной системе. Разрешение на реализацию инвестпроекта будет даваться только тем, кто наберет большее число баллов, доказав пользу своего проекта для города. Это может еще больше усилить бюрократизацию процедуры и увеличить количество необходимых для предоставления территорий под новые проекты бумаг, на что и без того жалуются иностранные инвесторы.