Рынок новых иномарок в Петербурге в 2005г. вырос на 50%
В последние годы в Петербурге происходит значительный рост рынка новых автомобилей. По оценкам игроков, в 2005г. в Петербурге рост по некоторым маркам составил до 50-60%. Это связано с тем, что теперь новые иномарки стали доступны людям со средними доходами, в том числе благодаря развитию программ автокредитования и лизинга.
В прошедшем году в Петербурге четверо из шести официальных дилеров компании General Motors открыли свои первые автосалоны: "Капитал-Авто" и "РРТ Юго-Запад", "Мультимоторс" и "Прагматика". В 2005г. двое официальных дилеров Nissan (всего их четыре) - компании "Аврора Авто" и "Автопродикс" открыли вторые дилерские центры.
За минувший год и начало 2006г. в Петербурге также появилось три дилерских центра по продаже и обслуживанию автомобилей корейского бренда Ssang Yong - "КМ-Нева", "Адванс-Авто" и "Ист-Маркет Моторс". Кроме того, ОАО "Питер-Лада" помимо "Прагматики" открыло автосалон "Солнечный ветер" по продажам и сервисному обслуживанию автомобилей LADA.
По прогнозам крупнейших игроков рынка, такой бурный рост будет продолжаться в течение ближайших 2-3 лет. О своем намерении открыть вторые дилерские центры GM в этом году уже заявили компании "РРТ Юго-Запад" и ГК "Лаура". По данным генерального директора ОАО "Питер-Лада" Владислава Рыдаева, четвертый автоцентр на территории Петербурга по продажам «Лады» и нескольких марок иностранных брендов в 2006г. планирует открыть ближайший конкурент его компании - "Элекс-Полюс".
Компания "Евросиб" завершит строительство двух торгово-сервисных центров по продаже Mazda, а также Volvo и Jaguar. В 2007г. еще по одному дилерскому центру GM планируют открыть "Капитал-Авто" и "Атлант-М Балтика". Кроме того, международный холдинг "Атлант-М" анонсировал создание на территории Ленинградской области автомобильной деревни, где будет размещено несколько дилерских центров, представляющих автомобили различных марок автомобильных брендов. Начало строительства запланировано на первую половину 2008г.
Как правило, дилеры стараются открывать свои центры в разных частях Петербурга, чтобы к ним можно было попасть, минуя пробки в центре города. От открытия новых автосалонов покупатели только выигрывают. По мнению исполняющего обязанности руководителя отдела продаж Saab, Cadillac, Hummer ЗАО "Мультимоторс" Андрея Рябинина, обычно цены на одни и те же марки автомобилей у разных дилеров практически одинаковые, поэтому продавцы стараются превзойти друг друга в уровне обслуживания при продажах и в сервисе.
Андрей Рябинин считает, что с открытием новых автосалонов происходит перераспределение клиентской базы с учетом личных предпочтений покупателей - "кому где понравилось". С ним согласен генеральный директор ОАО "Питер-Лада" Владислав Рыдаев. Он отмечает, что сейчас у покупателей меньше претензий к стоимости автомобиля, как это было несколько лет назад, когда из-за разницы в цене в несколько сот рублей клиент готов был ехать на другой конец города.
По словам менеджера по связям с общественностью компании "Нисан Мотор Рус" Татьяны Натаровой, те же 2-3 года назад люди охотно покупали автомобили с открытых площадок. Сейчас для желающим приобрести автомобили в 10-15 тыс. долл. важно приходить в чистый и красивый автосалон с вежливым персоналом.
Однако, по мнению коммерческого директора ООО "РРТ Юго-Запад" Александра Голубева, из-за появление множества автоцентров, у клиентов часто возникает проблема выбора и они просто теряются. Если раньше нужно было выбрать из 1-2 марок, то сейчас в сегменте 15-20 тыс. долл. вниманию автолюбителя представлено значительно больше марок различных автомобильных брендов. Генеральный директор ЗАО "Капитал-Авто" Николай Мещеряков считает, что клиент принимает решение о покупке не всегда осознанно - в 70% это происходит под эмоциональным воздействием, а также от того, что человек устал выбирать.
Дилеры стараются это использовать и сделать так, чтобы клиент «почувствовал усталость» именно в его салоне. Подсознательно покупатель хочет поскорее совершить покупку, потому что нет плохих автомобилей, и каждая модель имеет свои достоинства и недостатки, говорит Н.Мещеряков. У клиента должно возникнуть доверие лично к продавцу. Так что для менеджера умение расположить к себе клиента - это определяющий момент. Свой вклад в увеличение продаж вносят маркетинговые акции, программы по автокредитованию, страхованию и дополнительные услуги.
По мнению Владислава Рыдаева, сейчас на рынке происходит укрупнение и концентрация игроков. Наиболее яркий пример - создание в 2005г. инвестиционно-финансовой корпорации "Олимп Групп", которая объединяет такие компании, как ООО "Олимп" (Mercedes, Chrysler, Jeep, Dodge), группа "Аксель" (марки Toyota, Lexus), ООО "Конкорд" (Peugeot), а также заключен дилерский контракт с Audi AG Россия. По словам В.Рыдаева, уже заметна тенденция ухода с рынка мелких одиночных проектов. Так, два года назад в Петербурге было 17 официальных дилеров Автоваза, на конец 2005г. их осталось 14.
Директор по продажам компании ООО "Автомир" Виталий Новиков также придерживается мнения, что ситуация на рынке ведет к укрупнению игроков. Но, несмотря на персонификацию отношений с клиентом, которая сейчас так актуальна в крупных автоцентрах, по мнению В.Новикова, в ближайшем будущем появятся "домашние" автосалоны - маргинальные участники рынка. Их клиентами станут люди, для которых особенно важно внимание, неформальный подход, приветливое обслуживание и возможность перекинуться с продавцом парой слов. "Это так же приятно, как ходить в маленький магазинчик около дома, где продавец знает тебя лично", - считает В.Новиков.