Петербургские ретейлеры сказали, что последует за падением рубля
Новое падение рубля по отношению к доллару и евро неминуемо приведет к росту цен на импортные товары, полагают петербургские ретейлеры. По наблюдениям некоторых из них, потребители уже проявляют повышенный интерес к дорогостоящей технике, но ажиотажного спроса пока нет. Не будет его и в дальнейшем, говорят эксперты. Это ослабит рыночные позиции некоторых игроков розницы, поскольку в нынешней ситуации полностью компенсировать изменение курса рубля повышением цен ретейлеры не смогут.
Интерес без ажиотажа
«За вчера и сегодня мы видим увеличившийся интерес к дорогой технике, больше планируемого», — комментируют в re: Store (сеть фирменных магазинов техники Apple). Предыдущий опыт компании показывает, что спрос увеличивается, но вряд ли его можно назвать ажиотажным. Всплеск продаж на фоне роста курса — это чуть более отложенная реакция, сегодня этого всплеска еще нет, хотя если тренд останется, интерес будет к крупногабаритным товарам (коляски, стульчики для кормления), отмечают в Helptomama.
«Те, кто в этом году не стал продлевать вклады из-за низких банковских ставок, как раз сейчас получили стимул вложить эти средства в покупку товаров. Без рекордов, но некоторый подъем продаж автомобилей, загородных домов, даже крупной бытовой техники и электроники во втором квартале может быть», — ожидает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Без драматизма
Нынешняя ситуация не настолько драматична, как наблюдавшийся пять лет назад двукратный рост курса доллара, поясняет Иван Федяков. «Кроме того, люди уже обожглись и сделали правильные выводы о том, можно ли сохранить свои средства, купив три телевизора», — констатирует эксперт.
«Мы помним, что те клиенты, кто в прошлые кризисы купил по два телевизора, не смогли впоследствии их реализовать и получить прибыль, так что рост спроса возможен, но вряд ли мы увидим, как сметают с полок последнюю технику», — соглашаются в компании re: Store.
Компенсировать рост цен
Сети «М.Видео» и «Эльдорадо» продолжают плановые акции и распродажи, цены на технику пока не меняются. «Российский рынок уже не раз сталкивался с похожими ситуациями, и опыт показывает, что розничные цены реагируют на курс с большой задержкой и с гораздо меньшей амплитудой», — говорят в пресс-службе объединенной компании.
«Рынок бытовой техники и электроники достаточно конкурентный. И как бы ни хотелось поднять кому-то цены — это мгновенно приведет к потере доли рынка, так что никакого автоматического повышения цен не будет», — объясняет глава и основатель сети DNS Дмитрий Алексеев. По его словам, на весну основные закупки сделаны — и цены едва ли сильно изменятся; многие производители проведут изменения в конце лета и начале осени, а полностью цены будут пересмотрены только к зиме. «Нужно учитывать, что, если курс изменится на 20%, это не значит, что и цены вырастут на 20%. Часть изменения цены может быть покрыта продавцами и производителями, часть — за счет технологий», — подчеркивает Дмитрий Алексеев.
Такой же тактики придерживаются участники DIY-рынка. «По нашим оценкам, валютная часть отпускной цены контрагентов, которые поставляют нам товары, составляет не менее 50%. Но покупательская способность населения не растёт, поэтому, скорее всего, и ретейлеры, и поставщики, и производители пожертвуют частью прибыли и маржинальностью. Соответственно, контрагенты повысят цены менее чем на 50% роста валютного курса. Мы поступим так же, потому что рынок DIY — высококонкурентный», — говорит совладелица сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич.
Из-за роста курса доллара сети могут пересмотреть ассортимент в пользу более экономичных брендов, как это уже было в 2015 году, ожидает директор интернет-магазина детских товаров Helptomama Татьяна Каверина. Также может вырасти доля продаж б/у товаров (в сегменте колясок, автокресел). По ее словам, застраховать себя от колебания курса крайне сложно, но отчасти подушкой безопасности служит товарный запас, который дает возможность отсрочки цен, а кроме того — наличие в ассортименте товара российских поставщиков, которые тоже зависят от импорта, но не на 100%.
Кто в группе риска
«Главный риск сейчас — это снижение покупательной способности, которое мы почувствуем к концу третьего квартала, затем — неминуемое снижение реальных доходов населения, которые и так едва росли в последнее время», — перечисляет Иван Федяков. Сильнее всего, как и в 2015 году, это ударит по продажам товаров длительного пользования: одежде, украшениям, бытовой технике, считает он.
А вот выиграют в текущей ситуации, на которую накладывается еще и распространение коронавируса, онлайн-сервисы, фудтех и DIY-ретейл, убежден Иван Федяков: «Петербуржцы отказываются от поездок, больше времени проводят дома и сэкономленные деньги могут направить как раз на ремонт. От покупки еды никто не откажется, но для многих будет повод попробовать доставку продуктов на дом — то, чего еще пять лет назад просто не было на рынке. Не пойдут в кинотеатр, а купят подписку на онлайн-кинотеатр».