Пропустили удар: Россия теряет цифровые деньги
Госдума РФ в ближайшее время рассмотрит сразу несколько законопроектов о регулировании оборота цифровых активов. Некоторые из них ранее были жестко раскритикованы президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. По его мнению, законодатели устанавливают необоснованно высокие регуляторные стандарты для любых видов цифровых активов, например, хотят ввести сложную процедуру эмиссии любых видов криптовалюты.
Свои опасения по этому поводу высказал и глава Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Припачкин. По его словам, игнорирование замечаний бизнеса при рассмотрении законопроектов приведет к оттоку из страны инвестиций и ускоренной «утечке мозгов». Александр Шохин уже предложил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и спикеру Госдумы Вячеславу Володину альтернативный законопроект о регулировании цифровых активов.
РБК Петербург собрал мнения экспертов о том, нуждается ли майнинговая деятельность в легализации и может ли крипто-экономика уместиться в российском законодательстве.
Артем Григорьев, руководитель исследовательской лаборатории аналитического центра РАКИБ:
«Главной проблемой криптоиндустрии является отсутствие определений и понимания самой технологии. Так, в России нет понятия «цифровой актив» — и предприниматели вынуждены работать в серой зоне. Из-за этого большинство российских разработчиков, предпринимателей, работающих с цифровыми активами, ищут «место приземления» своих финансов. Сегодня они вынуждены ехать в Люксембург, на Мальту и другие офшоры. Таким образом, Россия теряет деньги и хороших специалистов.
Также в нашей стране нет легальных процедур идентификации предпринимателей, работающих с цифровыми активами, что, в свою очередь, усугубляет проблему теневого оборота криптовалют».
Георгий Басиладзе, основатель Cryptopay:
«Сейчас все обсуждают недостатки разных законопроектов о регулировании оборота цифровых активов, а я считаю, что лучше пусть будет принят любой, чем никакой. Когда закон вступит в силу, появится хоть какая-то база, на которую можно будет опереться. Но есть большая вероятность того, что поправки и сам закон появится не скоро потому как специалисты, работающие в криптоиндустрии, и те, кто пытается ее начать регулировать, существуют в разных мирах.
А пока у нас нет правил игры, стартапы лишены возможности вести свою деятельность из-за запрета контролирующих органов, а серые обменники криптовалют продолжат плодиться».
Венера Шайдуллина, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:
«Наш университет проводит исследования по применению блокчейн-технологий в финансовом секторе по заказу Госдумы РФ. Некоторые страны уже сформировали схему регулирования майнинга либо в рамках существующего законодательства, либо утвердив новое. Мы проанализировали опыт внедрения данного вида деятельности в 189 государствах и выяснили, что на сегодня она регулируется только в 46. При формировании регулирующих механизмов представители разных стран обращают внимание на три аспекта: риск скрытого майнинга, соблюдение гражданско-правовых норм при ведении предпринимательской деятельности, а также потребление большого количества энергии (один биткоин потребляет 1100 МВт или 9636 ГВт⋅ч за год) — для того чтобы поднять этот вопрос с точки зрения экологического права.
Хоть в России майнинговая деятельность пока никак специально не регулируется, она является полностью легальной и не требует получения лицензии. Если обратиться к нормам Гражданского законодательства, можно понять, как должен вести себя российский майнер. Ему нужно зарегистрировать свою деятельность в качестве ООО либо ИП. Наиболее близким кодом в ОКВЭД является код 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов». Пока соответствующий закон не принят, майнить можно в любом количестве. Однако, делать это можно только в форме ИП и только в квартире, в которой предприниматель проживает».
Владимир Демин, председатель правления Центра блокчейн компетенций ВЭБ:
«Нынешнее состояние российского крипто-сообщества мне напоминает боксерский матч, в котором успешный боксер побил своего противника, а потому вдруг пропустил удар и завис. Последний год мы находимся в этом состоянии, по привычке пытаясь уворачиваться, но еще глубже погружаемся в вязкую трясину. За год вызовы перед крипто-сообществом не изменились. Сегодня у широких масс населения полностью отсутствует опыт соприкосновения с данными технологиями. Даже на совещаниях с представителями министерств РФ каждый раз приходится проводить микро-тренинг с целью повысить грамотность в данном вопросе.
Дело в том, что в каждой из попыток внедрить какую-то инновационную технологию мы повторяем карго-культ, действуя проверенными способами. Но крипто-экономика не может уместиться внутри привычных методов бизнеса.
Необходимо переключиться с разработки проектов на основе блокчейн технологий на их активное применение. Помимо отсутствия регулирования, тормозит процесс внедрения и отсутствие фокусировки. Сейчас мы двигаемся равномерным фронтом и пытаемся внедрить блокчейн в любую отрасль, даже если это не нужно. Для того чтобы донести ее до масс, надо применять ее в сфере услуг, которые предоставляются большим группам населения. Примером могут послужить пилотные проекты, которые уже реализуются в российских регионах. Так, в Новгородской области функции распределенного реестра используются для льготного лекарственного обеспечения, что позволяет сэкономить до 30 млн руб. в год, а в Калининградской области — для социальных региональных выплат (годовая экономия — 50 млн руб.)».
Элина Сидоренко, руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты при Госдуме РФ:
«Сегодня Госдума РФ рассматривает несколько законопроектов по регулированию оборота цифровых активов. Один из них называется «О цифровых финансовых активах». Часто временной период между первым и вторым чтениями становился кладбищем для многих законодательных инициатив, и хочется, чтобы и этот законопроект остался там навсегда. Во-первых, в нем нет понятия «майнинг» — и поэтому будет непонятно, относит ли законодатель этот вид деятельности к предпринимательской или к какой-то иной. Во-вторых, отсутствует понятие «криптовалюта». В документе есть одно упоминание о некоей единице операционного учета, но нигде не написано, что это криптовалюта и каким образом она будет использована.
Кроме того, в законопроекте отмечается, что в отдельных случаях эта единица может быть внедрена в работу участников рынка по распоряжению Центробанка. Также в документе говорится о создании операционных площадок. В итоге, зайти в криптовалютный мир можно будет только через систему токенов и только если они зарегистрированы на специальных площадках, которые будут открываться с позволения ЦБ. Если закон вступил в силу, мы не увидим свободную криптоэкономику РФ.
Альтернатива этой инициативе — проект «О внесении изменений в часть первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса РФ», которую внес Российский союз промышленников и предпринимателей. В документе все цифровые активы делятся на три группы: криптовалюта, токены и цифровые ценные бумаги. Для каждого типа активов будет установлен свой правовой режим (так, для токенов, обладающих признаками ценных бумаг, предлагается установить жесткие стандарты под надзором ЦБ, для токенов, удостоверяющих права требования, — максимально либеральный режим, решение о квалификации гибридных токенов будет принимать ЦБ — ред.).
Согласно этому законопроекту, сделки с криптовалютой будут регулироваться в рамках деятельности организаторов торговли и участников. Статус первых могут получить биржи. Надеюсь, что экспертном сообществе именно эта концепция получит поддержку. Позитивную роль в защите участников смарт-контрактов может также сыграть концепция создания в России первого третейского суда по защите цифровых прав».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.