Эксперт пояснил значимость открытия Дж.Гердона и С.Яманаке, получивших Нобелевку
В Стокгольме продолжают объявлять имена лауреатов Нобелевской премии, одной из самых престижных премий мира. Накануне почетная награда в области физиологии и медицины была присуждена британцу Джону Гердону и японцу Синъя Яманаке за "открытие, согласно которому взрослые клетки могут быть перепрограммированы в плюрипотентные".
Как поясняют эксперты, речь идет о генетической трансформации обычных клеток в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS-клетки), которые могут развиваться в клетки любого типа. "В этом году было сделано множество открытий: в области генной инженерии, генетики, трансплантации и регенеративной медицины, и перед Нобелевским комитетом стояла непростая задача. Однако об iPS-клетках действительно очень много говорили, они были в центре внимания ученых и открытие Синъя Яманаки — это, безусловно, огромное достижение", - комментирует генеральный директор Института стволовых клеток человека (ИСКЧ) Артур Исаев.
По словам А.Исаева, в 1999г. американские ученые впервые получили линии эмбриональных стволовых клеток, которые обладали очень большой потентностью (могли превращаться практически в любые клетки организма). Это теоретически предоставило возможность получать все типы клеток и создавать различные тканево-инженерные продукты, клеточные препараты.
"Однако данные клетки обладали такими же свойствами, как и клетки любого организма и, соответственно, у донора они отторгались бы вследствие того, что были чужеродными, не принадлежали человеку, которому трансплантировались. Это одна из потенциальных проблем создания тканево-инженерных продуктов и всех клеточных препаратов. Поэтому исследователи попытались сделать так называемую трансдифференцировку, когда из одних клеток организма, например, из стволовых клеток кроветворной ткани, пробовали получать клетки печени, мышечной ткани и в большинстве случаев им удавалось это сделать. Однако они не могли получить клетки, которые бы равнялись по свойствам эмбриональным стволовым клеткам. В 2006г. С.Яманака был первым, кто смог получить такие клетки. Он получил из фибробластов клетки с индуцированной плюрипотентностью. Это внесло в теорию возможность получения из клеток взрослого человека, например, из клеток костного мозга или клеток пуповинной крови, клетки любого типа, и в дальнейшем эту технологию можно было использовать в очень многих направлениях", - говорит А.Исаев.
Как отмечает А.Исаев, С.Яманака получил iPS-клетки с помощью использования генетической модификации, то есть с применением четырех генов, которые вносились в клетку посредством вирусов, он перепрограммировал клетку. "Это было сделано с неким вмешательством в генетический аппарат клетки, что может теоретически принести какие-то потенциальные риски. Хочу подчеркнуть, что в этом направлении работало много исследователей, и сразу после японских экспертов в течение года-полутора появились публикации американских и европейских ученых. Мои коллеги из ИСКЧ под руководством профессора Сергея Кисилева тоже получили iPS-клетки, но без генетической трансформации. Технология, которую получили российские ученые, на мой взгляд, более применима с точки зрения клинических возможностей, поскольку она не проводит вмешательства в генетический аппарат клетки и не несет рисков", - утверждает А.Исаев.
"Надо отдать С.Яманаке должное, он был первым, но однозначно сказать, что его открытие принесет огромные достижения, пока сложно. Технология, связанная с iPS-клетками, пока не распространена, и награду японского ученого я рассматриваю как некий аванс регенеративной медицине, ведь она несет большие возможности и новые технологии. Сегодня этой технологии нет в практике и даже нет клинических испытаний, связанных с iPS-клетками. Это связано с тем, что с момента разработки технологии до клинических испытаний проходит несколько лет. Полагаю, что первые технологии, связанные с применением iPS-клеток в клинической практике, могут появиться через 5-10 лет при условии динамичного развития регенеративной медицины. По прогнозам экспертов, через один-два года появятся первые клеточные препараты, которые дадут дополнительный импульс, и регенеративная медицина будет развиваться более интенсивно. В этом году уже появилось 3 препарата на основе аллогенных стволовых клеток. Что касается iPS-клеток — это идея, связанная с персонализированной медициной, я в нее верю, когда для каждого пациента будут создавать адаптированные для него препараты. Однако эта технология будет стоить не дешево, и говорить о ее распространенности и массовой доступности пока рано", - заключил А.Исаев.