Укрепление рубля подрывает стратегическую для Петербурга отрасль
Петербургские туроператоры и отельеры с тревогой ждут высокого сезона. Поводом для волнения стал укрепившийся рубль, который привел к повышению стоимости отдыха в России для иностранных туристов. В перспективе, как считают участники рынка, изменение валютного курса может сократить объем комиссий для туристических компаний и сказаться на качестве гостиничного сервиса в Петербурге.
Счастье было недолгим
Иностранные партнеры петербургских туроператоров стали направлять больше запросов на калькуляцию туристических программ на летний сезон-2017, рассказал директор компании «Интурист» в Петербурге Александр Мусихин на встрече участников клуба Winner «Отрасли-форварды: продолжат ли развитие лидеры роста?».
«Однако, конвертировав рублевую стоимость нашего продукта в валюту, иностранцы сильно удивляются изменению цены. В результате, условно говоря, если в прошлом году из трех запросов один становился твердой заявкой, сейчас такое соотношение один к пяти», — отметил в разговоре с корреспондентом РБК Петербург М. Мусихин.
Падение спроса со стороны иностранных туристов подтверждает директор «Премьер-Тур» Марина Самородская. «Пока можно сказать, что заявок от индивидуалов (индивидуальных туристов — ред.) стало меньше примерно на 30%. В групповых заявках мы наблюдаем снижение класса отеля — с 5-звездочного на 4-звездочный и т.д.», — комментирует эффект курсовых колебаний М. Самородская.
Классом ниже
Понижение «звездности» радикально меняет ситуацию для отельеров, утверждает вице-президент российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. За 2016 год цена проживания в рублевом эквиваленте выросла в среднем на 50%. Теперь на фоне укрепления рубля отельерам неизбежно придется «понижать планку», опасаются участники рынка.
«В 2017 году отельерам уже однозначно не снять таких сливок. Теперь из-за роста стоимости номеров в валюте гостиницам придется реформировать свою ценовую политику», — сказал РБК Петербург Алексей Мусакин.
Для туроператоров изменение спроса со стороны иностранцев приведет к снижению доходов от въездного туризма. «От индивидуальных туристов мы получим примерно на треть меньше, — прогнозирует М. Самородская. «Из-за снижения класса гостиниц также ожидается недобор доходов по сравнению с прошлым годом: комиссия туркомпаний от 5-звездочных отелей, конечно, выше, чем от 4-звездочных».
С лосося на камбалу
Впрочем, туристические компании не ожидают разрушительных для своего бизнеса последствий. Они рассчитывают компенсировать падение в сегменте въездного туризма увеличением спроса на заграничные поездки со стороны россиян. «Спрос высокими темпами растет как на европейские направления, так и на открывшиеся Турцию и Египет. Выезд компенсирует нам ухудшение ситуации по incoming (въездному туризму — ред.)», — объясняет А. Мусихин
У игроков гостиничного рынка пространства для маневра гораздо меньше. Поэтому на падение доходов отельеры могут отреагировать сокращением персонала и снижением уровня сервиса, утверждает А. Мусакин. Программа расходов сформирована на основе текущего уровня цен, поэтому после их снижения отельерам придется пересматривать планы, объясняет эксперт.
«У гостиниц не так много возможностей для сокращения расходов. Поэтому отельеры в первую очередь уменьшат численность штата, например, горничных, сократят частоту ремонтов, перейдут от закупок лососевой икры к закупкам, например, икры камбалы», — сказал А. Мусакин РБК Петербург.