Гигант фастфуда перестал расти
«Макдоналдс» продолжает снижать темпы развития сети в Петербурге и Ленобласти. За 2015 год в Северной столице компания открыла лишь две собственные точки (в 2014 году было открыто семь) и еще одна была открыта по франшизе. Ранее президент «Макдоналдс» в России Хамзат Хасбулатов говорил о планах открыть в Петербурге 8-10 новых ресторанов. «Макдоналдсу» пока не удается реализовать планы на 2016 год — из заявленных шести новых точек открыто только две. Руководство компании объясняет снижение динамики техническими факторами. Однако участники рынка полагают, что компания, как и другие участники рынка общественного питания, испытывает серьезные трудности.
Техническое падение
«При открытии ресторанов не всегда четко соблюдаются сроки, снижение динамики развития не связано с планами минимизировать наше присутствие в Петербурге — это просто некий технический фактор, влияющий на финальные цифры», — прокомментировал итоги развития компании в Петербурге управляющий директор «Макдоналдс» в России Алексей Семенов в беседе с корреспондентом РБК Петербург.
Однако участники рынка полагают, что компания испытывает трудности не только технического характера. Гендиректор ГК «Теремок» в Петербурге Виталий Свидовский называет несколько возможных причин отставания «Макдоналдс» от плана. «Финансовый кризис дошел и до них, — говорит В. Свидовский. — Рынок падал и сейчас продолжает стагнировать. К тому же, «Макдоналдс» проводит реконструкцию многих своих ресторанов, что оттягивает финансовые и организационные ресурсы. Более того, торговые центры [традиционные для проектов фаст-фуда площадки] больше не строятся, в 2016 году их в Петербурге открылось только два».
В. Свидовский отметил, что в условиях кризиса, к примеру, ГК «Теремок» при открытии новых точек предъявляет более жесткие, чем раньше, требования к помещениям, что приводит к замедлению темпов развития. В 2016 году «Теремок» впервые за последние пять лет не выполнит заявленные планы, признается топ-менеджер.
В России работают 574 ресторана «Макдоналдс», из них 73 — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По данным компании, ежедневно сеть обслуживает более 160 тыс. посетителей. В 2017 году компания планирует открыть 60 точек в России, из них 5 — в Северной столице. На данный момент в регионе 61 ресторан из 73 прошел реконструкцию. По данным А. Семенова, которого цитируют «Ведомости», на Петербург и Ленобласть приходится порядка 12-15% в общей структуре выручки. Инвестиции "Макдоналдса" в Петербурге и Ленобласти в 2016 году составят от 900 млн до 1 млрд руб., сообщил А. Семенов.
Признаки стагнации
По данным «Петростата», оборот общественного питания в Санкт-Петербурге за первый квартал 2016 года вырос всего на 3,7% и составил 14, 3 млрд руб. Хотя в 2015 году ситуация была еще хуже: сегмент общепита в городе потерял 4,2% и сократился до 13, 2 млрд руб.
По оценке А. Семенова, в Петербурге в первом квартале текущего года рост посетителей ресторанов быстрого обслуживания составил порядка 3%. Схожую цифру называет и В. Свидовский.
При этом, как говорит руководитель «Макдоналдс», вести бизнес в Петербурге сложнее, чем в других городах России. «Рынок Петербурга наиболее конкурентен, — отмечает А. Семенов. — Здесь больше предприятий общепита — как на единицу площади, так и на душу населения».
ООО «Макдоналдс», которая владеет ресторанами в Петербурге и Ленобласти, принадлежит компании «Истерн Юроп Макд Холдингс Б.В.». В 2013 году в Петербурге был открыт первый ресторан «Макдоналдс» по франшизе в аэропорту Пулково компанией ООО «Рост Развитие». Фирма входит в ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», которая управляет сетями «IL Патио» и «Планета Суши», а также развивает международные бренды на основе франчайзинга TGI Fridays и Costa Coffee.