Топ-менеджер крупной компании может получить 500 млн в качестве поощрения
Член правления и финансовый директор ПАО «Группа ЛСР» Андрей Никитин получил по мотивационной программе опцион на покупку акций и депозитарных расписок компании, в совокупности составляющих около 1,9% уставного капитала. Об этом сообщается в материалах компании. Как считают эксперты, такой способ мотивации высшего руководства наряду с очевидными плюсами может быть связан и с определенными рисками — как для компании, так и для самого держателя опциона.
Полезная зависимость
Стоимость такого пакета на момент закрытия торгов Московской биржи 5 сентября 2016 года составляла порядка 1,8 млрд руб., но в полной мере опцион может быть исполнен лишь при достижении группой определенных финансовых показателей. РБК Петербург ожидает комментарий ЛСР относительно подробностей мотивационной программы. По оценке замдиректора по девелопменту УК «СТАРТ Девелопмент» Константина Ковалева, держатели опционов, как правило, могут рассчитывать на приобретение акций с дисконтом в 30% от рыночной стоимости бумаг. При таких условиях реализация пакета по текущей рыночной стоимости может принести топ-менеджеру порядка 500 млн руб.
Предоставление опционов — достаточно распространенный способ мотивации топ-менеджеров, объясняет партнер Deloitte в Санкт-Петербурге Артем Васютин. «Трудно найти более эффективный способ мотивации, чем поставить руководство в зависимость от капитализации компании и размера дивидендных выплат», — говорит эксперт. Когда менеджер становится собственником, это снижает вероятность конфликта между акционерами и наемным менеджментом, согласна доцент кафедры финансов и учета, председатель научной комиссии «Высшей школы менеджмента» СПбГУ Юлия Ильина.
Из российских компаний, которые используют подобную систему мотиваций, можно назвать «Мегафон». В марте 2014 года компания выделила 2,5% своих акций на программу мотивации управленческого состава, следует из отчета компании за 2015 год. На конец марта 2014 года рыночная стоимость пакета составляла порядка 14 млрд рублей.
В ЛСР за 2015 год 10 из 14 членов правления группы стали акционерами или увеличили свои доли в капитале компании через покупку акций по программе мотивации.
Подводные камни
Впрочем, в текущих экономических условиях мотивация с помощью опциона связана с определенными рисками для его держателя, полагает Ю. Ильина. Дело в том, что полностью реализовать свои права по опциону топ-менеджер может в течение определенного срока (в случае Андрея Никитина — 10 лет). Не исключено, что за это время рыночная стоимость бумаг компании сильно изменится.
Топ-менеджеры не всегда могут хотя бы с минимальной прибылью реализовать свои опционные схемы. С такой ситуацией столкнулись многие американские и европейские руководители после глобального кризиса 2008-2009 годов, когда обвалившиеся акции не всегда корректно отражали реальную эффективность компании, объясняет доцент кафедры финансов и учета, академический директор программ EMBA, «Высшей школы менеджмента» СПбГУ Татьяна Гаранина. Поэтому многие корпорации в принципе отказались от опционной системы премирования.
Поощрение долями связано с рисками и для существующих собственников компании, полагает А. Васютин. Риск возникает в случае, если руководитель ориентирован на продажу бумаг, которые он получает по опциону. «В погоне за краткосрочными финансовыми показателями, которые позволяют достичь пика капитализации бизнеса, топ-менеджер может пренебрегать долгосрочным фундаментальным ростом, о чем свидетельствует ряд примеров из международной практики», — объясняет эксперт.