«Балтика» внедряет в Петербурге новый формат торговли
Пивоваренная компания «Балтика» (принадлежит датской Carlsberg Group) начала тестировать новый формат продаж пива — аппараты с автоматической системой розлива в магазинах — бирбоксы. Эксперимент вызовет интерес у покупателей, считают опрошенные РБК Петербург эксперты. Однако, по их прогнозу, добиться устойчивого роста продаж компании будет сложно.
Покупки на автомате
Первые автоматы по розливу пива в Петербурге установлены в сетях «Дикси» и «Перекресток». Аналогичные устройства работают в нескольких магазинах Москвы, сообщают в пресс-службе «Балтики». Они установлены в торговых залах и позволяют покупателям самостоятельно наливать пиво в пластиковые бутылки. Для покупки нужно наклеить на бутылку этикетку, напечатанную автоматом, и оплатить ее на кассе. Автоматы оборудованы охлаждающей установкой, в них предлагается два наиболее востребованных сорта пива.
Число установленных бирбоксов и объем инвестиций в программу в «Балтике» не раскрывают, однако сообщают, что решение о дальнейшем развитии сети вендинговых аппаратов будет принято по результатам эксперимента. Сейчас компания работает с форматами «супермаркет» и «магазин у дома», в перспективе устройства могут появиться и в гипермаркетах, добавили в пресс-службе «Балтики». По оценке руководителя отдела маркетинга компании UNICUM (один из крупнейших российских разработчиков продуктов в индустрии вендинга) Дмитрия Ветрова, стоимость подобного автомата для пива может составлять от 400 тыс. до 1,5 млн руб.
Антикризисный ход
Российский рынок пива, напомним, переживает глубокий кризис. По итогам 2018 года продажи в отрасли выросли впервые за последние 11 лет, сообщала ранее в своем отчете «Балтика». Рост составил 3%. Однако это произошло во многом благодаря хорошей погоде во втором квартале и чемпионату мира по футболу.
Опрошенные РБК Петербург эксперты считают, что пивные автоматы смогут привлечь внимание потребителей. «Как средство, побуждающее покупателя к импульсной покупке бирбоксы — это хороший инструмент. Покупатель с большей вероятностью обратит внимание на новый автомат, чем на товар, стоящий в ряду других на полке», — говорит руководитель отдела маркетинга компании UNICUM (один из крупнейших российских разработчиков продуктов в индустрии вендинга) Дмитрий Ветров.
Минусом подобного устройства Дмитрий Ветров считает необходимость дополнительных ресурсов и персонала на организацию обслуживания. «Это довольно сложное техническое устройство, требующее регулярного внимательного ухода, чистки», — поясняет Ветров. По его мнению, «Балтика» получит коммерческий эффект от внедрения автоматов, если сможет сформировать у покупателей привычку покупать пиво таким способом.
Факторы стагнации
Однако, как считает генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, «Балтика» вряд ли сможет добиться серьезных экономических результатов. «Конечно, «Балтика» будет выделяться в местах продаж, автомат — это интересное ноу-хау, но выиграет компания прежде всего с точки зрения пиара. Это имиджевое решение позволит заявить о себе как технологичной компании, хотя вряд ли серьезно отразится на продажах», — говорит Черниговский.
По его словам, на продажи пива могли бы повлиять только законодательные изменения. «Причина стагнации рынка пива на протяжении последних 10 лет — это увеличение акцизов на пиво, которые с 2008 года выросли в семь раз. Розничные цены за тот же период выросли в три раза, из-за чего рынок пива сократился в общей сложности на 37%», — поясняет Черниговский. Еще одним негативным фактором для отрасли он называет сокращение в России числа людей в возрасте 18-29 лет, которые являются основными потребителями пива.
«Продажи пива в России могут вырасти из-за повышения акцизов на вино — часть потребителей в результате переключится на суррогаты, а другая часть — на водку и пиво», — прогнозирует Максим Черниговский. Ранее СМИ писали о планах правительства вдвое поднять акцизы на вино уже в 2020 году.