Новый генплан Петербурга: конгломерат «мертвых проектов»
Закончилась длившаяся более четырех лет эпопея с внесением поправок в Генеральный план Санкт-Петербурга. На днях губернатор города Георгий Полтавченко подпишет документ, после чего новый генплан будет действовать как минимум до 2020 года. РБК Петербург спросил у экспертов и представителей бизнеса, как они оценивают проделанную Смольным работу. Главная интрига заключается в том, будут ли решены внесенные в генплан задачи. На этот счет мнения собеседников РБК Петербург в основном совпали: главный градостроительный документ Северной столицы — это конгломерат «мертвых проектов».
Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема»:
«Подкорректирован инфраструктурный раздел генплана. Утверждено несколько транспортных проектов. Насколько все это будет реализовано — никто не знает. Например, по нынешней схеме развития метро к 2017 году должно было появиться около 20 новых станций. А их нет. То же самое — с давно обсуждающимся проектом аэроэкспресса из Пулково, многочисленными проектами легкорельсового трамвая (ЛРТ).
Бизнес подавал довольно много заявок на изменение функционального назначения территорий. Всем заявителям было отказано на том основании, что рассматриваются только инфраструктурные поправки. Но трем заявителям почему-то не отказали. Видимо, это очень важные для города люди».
Антон Финогенов, генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника»:
«Генплан превратился в конгломерат в том числе «мертвых проектов» — вспомним хотя бы ЛРТ, «Надземный экспресс» между «Балтийской жемчужиной» и метро «Проспект ветеранов», проект «Орловского тоннеля». Городские власти официально от них отказывались или переносили на неопределенный срок, но в генплане они продолжали жить.
Фактический отказ властей рассматривать поправки в другие разделы генплана, кроме транспортного, — плохая новость для строительного комплекса. Есть, правда, минимальное количество изменений функциональных зон, но логика их выбора не ясна. В итоге, за бортом генплана остались многие разумные инвестиционные проекты, которые сейчас могли бы быть внесены в генплан и по ним началась бы разработка проектов планировки. Но их не внесли, а это значит, что их реализация откладывается на несколько лет — как минимум до принятия нового генплана».
Александр Карпов, директор Центра экспертиз «ЭКОМ»:
«Власти произвели лишь техническую корректировку действующего генплана, принятого в 2005 году. Беда в том, что он абсолютно устарел и никакими поправками этот дефект преодолеть невозможно. Генплан не соответствует текущей ситуации — он устарел концептуально и не может заложить адекватную основу будущего развития города. Об этом свидетельствует хотя бы огромное количество предложенных поправок — около 2 тысяч только на последнем этапе [на первом этапе, в 2012-2014 годах, Комиссия Смольного рассмотрела 2,6 тысяч поправок — ред.]. Нынешний генплан не устраивает никого — ни жителей, ни чиновников, ни бизнес.
Что касается утвержденных поправок, то они являются попыткой залатать дыры, обусловленные криворуким проектированием улично-дорожной сети. В частности, Восточный скоростной диаметр был заложен в генплане таким образом, что построить его невозможно. Соответствующая поправка немного улучшила ситуацию — но только с точки зрения интересов коммерческой фирмы, которая собирается его строить. Интересам города и его жителей этот проект, по моему мнению, не отвечает».
Андрей Тетыш, председатель совета директоров «Агентство Развития и Исследований в Недвижимости»:
«На мой взгляд, получившийся генплан очень плохо согласуется со Стратегией 2030, хотя он должен на ней основываться. Внесенные поправки — не более чем традиционное латание дыр. Никакого стратегического видения на 5-7-10 лет я не заметил.
Хотя нынешняя редакция генплана после учета поправок прошла публичные слушания, существенные замечания специалистов, насколько мне известно, учтены не были. В частности, до сих пор в генплане не содержатся обязательства города по созданию инфраструктуры (социальной, дорожной, инженерной) при комплексном освоении территорий (КОТ). Более того, никто так и не посчитал, сколько же всего таких объектов инфраструктуры и на какую сумму город должен построить по утвержденным проектам КОТ. Отсутствует сама система учета таких обязательств и затрат на них. Даже для города-спутника «Южный» такого учета нет, на что обратили внимание жители и градозащитники 3 июля во время публичных слушаний проекта 1-ой очереди».
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:
«Внесенные поправки ничего кардинально в генплане не поменяли, однако привели планы по развитию транспортной инфраструктуры в соответствие с актуальными планами (аэроэкспресс, ЛРТ, метро и пр.). При этом «привязки» генплана к целям развития города, учета важных вопросов — таких, как развитие обширных территорий «серого пояса» и других значимых изменений — следует ожидать не в «обновлениях», к которым можно отнести выпущенный документ, а в новом генплане, который появится в 2019 году».