Дневник кризиса: плохой сценарий против ужасного
Бизнесмены и топ-менеджеры известных компаний рассказывают РБК Петербург, как им удается выживать в период кризиса и на что они надеются в ближайшем будущем. Обмен опытом решения практических задач помогает предпринимателям находить выход из на первый взгляд тупиковых ситуаций. В сегодняшней хронике — польза «заморозки» бизнеса и кризис как «время возможностей».
Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала (ПНТ):
«Всю мировую экономику лихорадит, при этом нефтяную отрасль лихорадит особенно сильно — к общему глобальному снижению спроса из-за коронавируса добавилось мартовское падение цен на нефть. Поэтому пройти кризис без потерь у нас точно не получится, и мы работаем над тем, чтобы эти потери снизить настолько, насколько это возможно.
Радует, что у Петербургского нефтяного терминала есть подушка безопасности — ресурсы, которые до кризиса мы планировали инвестировать в модернизацию. Планировалась масштабная реконструкция старой части терминала. Какая-то часть средств от этой программы будет использована, чтобы пережить кризис. Но и откладывать реконструкцию надолго мы не собираемся — вполне вероятно, что стоимость строительных работ и материалов изменится в пользу заказчика, то есть в нашу, в данном случае. Кризис — все еще время возможностей.
Также радует, что отрасли, к которым мы относимся — и нефтяная, и транспортная — не попадают под ограничения, введенные до конца апреля. А ПНТ к тому же является предприятием непрерывного цикла, остановить которое нельзя. Так что мы продолжаем работать. Но мы приняли все меры по безопасности — компания обеспечила сотрудников медицинскими масками, перчатками, установила бесконтактные антисептики. На территории проводится ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств. В качестве дополнительной меры защиты используются бактерицидные лампы. Организовали развозку, чтобы сотрудники не пользовались общественным транспортом. Все офисные работники переведены на удаленный режим работы.
Основная часть вызовов, которая перед нами возникла, вытекает из ситуации в нефтяной отрасли. Автомобилями люди почти не пользуются, продажи бензина и дизеля стремятся к нулю, авиационное топливо уже на нуле. При этом продолжаются добыча, переработка и транспортировка — их ведь нельзя остановить. В странах-потребителях, да и на российском рынке, происходит масштабнейшее затоваривание нефтью и нефтепродуктами; скоро их просто негде будет хранить. Спрос при этом не возобновляется.
На моей памяти отрасль с таким кризисом еще ни разу не сталкивалась. А так как российская экономика сильнее всего зависит именно от нефтянки, последствия коснутся всех. Мне видится два сценария: плохой и ужасный. При плохом мы переживем ближайшие месяц-два, затем пандемия пойдет на спад, будет потихоньку возобновляться авиасообщение, начнется постепенное снятие новых внутренних границ в Европе. Это не решит проблем, которые накопились, но появится свет в конце тоннеля. При ужасном сценарии карантины продолжатся до июня и дальше, и может встать вся цепочка — от добычи нефти до продажи бензина.
Что касается падения цен на нефть, то само по себе оно не так страшно. По рынку гораздо сильнее ударила пандемия, причем, и по игрокам тоже — все принимают очень эмоциональные решения. Один намек со стороны Трампа на то, что Россия договаривается с арабскими странами, поднял цены на нефть на 30%. Это очень опасная реакция — она показывает, что волатильность на рынке приняла ненормальные формы. Представьте, что будет, если поступят намеки на то, что переговоры в тупике.
Самое главное сейчас — сохранить команды на всех наших проектах, их я считаю главным активом».
Александр Крылов, совладелец сети Pita’s (шесть ресторанов фаст-фуда в Петербурге и один — в Москве):
«В середине марта стало понятно, что выручка продолжит падать и Россию закроют на карантин, поэтому постепенно мы стали сосредотачиваться на доставке, делать упор на нее. Добавили помимо «Яндекс.Еды» и Delivery Club доставку своими силами.
Когда уже официально все рестораны закрыли, мы начали «топить» за модель работы по доставке. Но, честно говоря, это не дало даже удовлетворительных результатов. Точки давали суммарно минус. Поэтому мы решили, что просто законсервируемся, заморозимся и будем ждать, когда карантин снимут.
Это позволит нам иметь аргумент, чтобы не платить аренду в этот период, договариваться с арендодателями, замораживать оплаты и задолженности перед поставщиками.
Слава Богу, наскребаем деньги на фонд оплаты труда, сейчас потихоньку со всеми рассчитываемся. Вселяет надежду, что арендодатели в большинстве своем пошли на уступки и разрешили не платить аренду за апрель. Вот после этого отлегло, потому что самая большая боль всех рестораторов — это арендные платежи».
Подробнее — см.видео:
О том, как петербургские рестораны обслуживают гостей на карантине, читайте в материале РБК Петербург
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram