Убыточные цифровые проекты создают компаниям будущее
Внедрение цифровых технологий порождает управленческие вызовы, на которые собственники и топ-менеджеры компаний отвечают не всегда адекватно. По оценкам экспертов, доля неудач в разных отраслях доходит до 50%. Главная причина — именно в ошибках первых лиц компаний. Об управленческих сложностях цифровизации говорит, опираясь на результаты специального исследования, участник III DIGITAL CITY FORUM (который проводит РБК Петербург 9 апреля), директор Фонда «ЦСР «Северо-Запад» Марина Липецкая.
Рынок труда не готов
Как показывает наше исследование проблем цифровизирующихся компаний, самая большая проблема для большинства связана с человеческим ресурсом — с людьми, которые должны дорабатывать/внедрять/использовать цифровые технологии.
Разработчиков базовых технологий в IT-компаниях достаточно — все необходимые технологии в принципе разработаны и готовы к внедрению. Остаются вопросы их правильного подбора для конкретного потребителя — цифровизирующейся компании, а также эффективного применения технологий, извлечения из этого пользы, прибыли, анализа и т.д. И тут выяснилось, что заниматься всем этим некому — не хватает достаточного количества специалистов необходимой квалификации.
Когда цифровизация только начиналась, редким первопроходцам удавалось найти нужных специалистов, но когда процесс стал массовым, выяснилось, что необходимого числа специалистов для всех компаний не собрать. Рынок труда оказался не готов к цифровизации.
Когда цифровизация только начиналась, редким первопроходцам удавалось найти нужных специалистов, но когда процесс стал массовым, выяснилось, что необходимого числа специалистов для всех компаний не собрать
Мало того, что специалистов не найти на рынке, так еще и работников самих цифровизирующихся компаний трудно заставить переобучиться, а цифровая трансформация требует практически тотального переобучения людей. Топ-менеджеры компаний сталкиваются с нежеланием персонала, особенно на среднем уровне управленцев, переобучаться для работы с новыми технологиями. Они думают, что можно переждать это модное увлечение руководства, которое через некоторое время увлечется новой темой, а про эту забудет. Это большая компетентная дыра, наиболее остро она ощущается крупными компаниями, которые начинают переход на цифру. Мне представляется эта проблема самым главным управленческим вызовом на сегодняшний день.
Надо менять модель
Серьезную проблему представляет также концепция цифровизации компании. Что именно следует переводить на цифровые технологии? Некоторые компании ограничиваются цифровизацией отдельных секторов — бухгалтерии, логистики, сбыта, системы поставок, управления персоналом и т.д. Опыт многих компаний показывает, что такая частичная цифровизация не оптимальна. Даже если удается внедрить новые технологии в отдельные сектора, но не поменять саму модель ведения бизнеса, никакого профита не будет, затраты не окупятся — будет затратный проект, а не прибыльный.
Для достижения максимального результата необходима полная цифровизация компании — согласованная трансформация всех бизнес-процессов компании. Серьезного эффекта не будет, если какие-то процессы цифровизировать, а другие оставить в старых технологиях. Нужно новые продукты выводить на новые сервисы. Для этого необходимо менять саму бизнес-модель, только это даст настоящий эффект. Необходимо создание платформы, т.е. свой продукт надо переводить в платформенный вид. Это второй важнейший управленческий вызов.
Даже если удается внедрить новые технологии в отдельные сектора, но не поменять саму модель ведения бизнеса, затраты не окупятся
Победит самый быстрый
Третий вызов связан со скоростью трансформации бизнеса. Когда в базовых конструктах на уровне менеджмента уже все понятно, эффект будет зависеть от того, кто из рыночных конкурентов быстрее и эффективнее осуществит переход. Все сейчас двинулись примерно в одну и ту же сторону, и кто первым получит результат, кто первым внедрит новую платформу, новую систему, тот получит преимущество.
Все остальные будут догоняющими, возможно даже не получат ничего от цифровизации. Отстающие могут даже потерять свои прежние доли, а то и вовсе уйти с рынка. Согласно прогнозам, в среднем по каждому рынку до 30% компаний уйдут с рынка.
Управленческие развилки
В процессе цифровой трансформации перед первыми лицами компаний неизбежно возникают серьезные управленческие развилки и они вынуждены делать выбор между разными вариантами дальнейшего пути.
Отстающие могут даже потерять свои прежние доли, а то и вовсе уйти с рынка
Основные развилки обусловлены главными управленческими вызовами, о которых шла речь выше. То есть, ограничится частичной цифровизацией или перейти на новую бизнес-модель. Первые лица должны решить — готовы ли они переходить на открытую, цифровую, собственную платформу и посадить на нее поставщиков и клиентов. Это первая и ключевая развилка, все вокруг нее сейчас ходят, и кстати, все отвечают очень по-разному. Судя по всему правильный ответ — это новая модель бизнеса.
Вторая развилка: насколько радикально имеет смысл трансформировать свой бизнес. То есть, следует ли просто поменять инфраструктуру, оптимизировать производственную систему или надо уже входить в новые рынки, новые продукты выводить, поскольку кормовая база будет сжиматься. Цифровизация дает некоторым очень большие преимущества по экономике, по себестоимости и т.д., но физические объемы потребления на всех рынках растут медленнее. Соответственно, тот, кто организует на слабо растущем рынке наиболее эффективное производство, тот всех и победит. Все остальные будут сражаться за крохи.
Ошибки неизбежны
Цифровая трансформация бизнеса, как и всякая радикальная, по сути, революционная перестройка, сопряжена с ошибками, которые создают угрозы бизнесу, зачастую весьма серьезные.
Огромное количество ошибочных действий совершается путем заимствования неправильного чужого опыта, некомпетентного использования технологий. Проблема усугубляется тем обстоятельством, что крупные вендоры стараются продать все, что угодно и не заморачиваться, что из этого будет действительно эффективно применено. Они пользуются тем, что их потребители в массе не компетентны в новой тематике, планово не компетентны, т.к. это новая тема, мало, кто в ней разбирается. А стандартов еще нет. Из-за этого ежедневно совершается огромное количество ошибок.
Пока эта работа не нормирована, не введены адекватные стандарты, она остается высокорисковой — большое количество вкладывающихся в новую тему терпят огромные убытки, и всегда есть те, кто на этом очень хорошо зарабатывает.
Большое количество вкладывающихся в новую тему терпят огромные убытки, и всегда есть те, кто на этом очень хорошо зарабатывает
Один из примеров: компания (называть ее не могу, но это большой глобальный бренд, у нее много продуктов) выходит с новым цифровым продуктом на новый для себя рынок. Она продала этот продукт другому большому бренду, который плохо его использует, не умело, да и сам продукт еще не доработан. В контракте прописаны обязательства поставщика обеспечить создание новой стоимости или экономию клиенту. Но если клиент плохо использует продукт по безграмотности, делает кучу ошибок, то компания-поставщик находится под большим юридическим риском. Ее обвинят в том, что ее цифровой продукт недоработанный, плохой, что она продает «воздух». И ей приходится дорабатывать продукт, вваливать кучу денег в доработку, в обучение клиента, чтобы добиться обещанного эффекта.
В результате итоговые вложения в продукт его создателя сильно превосходят выручку от продаж. Такие ситуации возникают сплошь и рядом. Технологические компании обещают много всего, подписываются под обязательствами, но очень часто их сложно выполнить по факту.
Люди научатся
Впрочем, в какой-то момент накопленная практика покажет, как действовать правильно. Такое уже было, например, в солнечной энергетике. Государства 20 лет субсидировали огромные дорогостоящие станции, но технологии совершенствовались и за последний год затраты на станцию упали на 40%. Это произошло потому, что люди научились, наконец, работать на этой технологической базе.
Инвестируя и терпя убытки сегодня, те, кто выдержат несколько лет таких убыточных испытаний проектов, имеют шансы выйти из этого продуктивно
В цифре произойдет тоже самое — с цифровыми продуктами, с цифровыми решениями. Сейчас это становящийся сектор. Происходят пробы, тесты. Большая часть проектов убыточна, большая часть продуктов недоработана, но делая это, т.е. инвестируя и терпя убытки сегодня, те, кто выдержат несколько лет таких убыточных испытаний проектов, имеют шансы выйти из этого продуктивно. Для этого надо, конечно, найти правильную стратегию, правильных партнеров, технологию, правильную систему управления планированием. Если же они видят, что избранный путь ведет в тупик, надо закрывать проект. С течением времени количество ошибок будет снижаться, люди будут учиться.
III Digital City Forum, который организует РБК Петербург, пройдет 9 апреля. Он будет посвящен переходу российских компаний на цифровую бизнес-модель. Дискуссия пройдет на реальных кейсах российских компаний, вступивших в процесс цифровой перестройки.
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.