Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Новая климатическая война и нефтяные разливы: дайджест эко-номики Зеленая экономика, 10:00  Где в Москве можно безопасно купаться РБК и ДПиООС, 09:45 В Москве от коронавируса за сутки вылечились более 2,6 тыс. человек Общество, 09:42 Откройте для себя Россию: десять мест для автопутешествий РБК и Cordiant, 09:35 Президент Польши заразился COVID-19 Политика, 09:33 Двое детей погибли в ДТП с автобусом в Новосибирской области Общество, 09:32 В США извинились перед российским учеными за отказ принять статью Общество, 09:14 Москва выставила на аукцион землю по 44 тыс. рублей за сотку Недвижимость, 09:07 Чего ждать от рынков в условиях глобальной рецессии РБК и СберПервый, 08:45 Ефремов отказался общаться с правозащитниками в СИЗО Общество, 08:44 На Сахалине подтопило 76 домов в результате циклона Общество, 08:31 AstraZeneca и J&J возобновили испытания вакцин от коронавируса в США Общество, 08:13 Московские храмы переведут треть сотрудников на удаленную работу Общество, 08:09 В Роспотребнадзоре оценили сроки спада заболеваемости COVID-19 в России Общество, 07:44
С.-Петербург ,  
0 

Бреющий полет: каким был 2016 год для петербургского авиакомплекса?

Фото:pulkovoairport.ru
Фото: pulkovoairport.ru

Как сообщил в декабре 2016 года начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Анатолий Пчелин, из 13 российских аэропортов, которые планируется задействовать в обслуживании ЧМ 2018, готовы только четыре. В их число вошел и петербургский аэропорт «Пулково», способный ежегодно принимать до 18 млн пассажиров. Однако, несмотря на масштабную модернизацию аэропорта, план по превращению Северной столицы в крупный авиационный хаб пока реализуется с большим трудом.

Падающий вектор

Как рассказали РБК Петербург в пресс-службе ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), которая управляет аэропортом «Пулково», в соответствии с соглашением о ГЧП оператор обязан «обеспечить создание современного аэропорта с пропускной способностью, соответствующей уровню обслуживания пассажиров «С» по классификации ИАТА». К настоящему времени, как уточнили в пресс-службе, завершен первый этап развития аэропорта.

«Срок начала реализации последующих этапов зависит от динамики пассажиропотока и, как следствие, — необходимости адаптации инфраструктуры для соблюдения указанного уровня обслуживания пассажиров», — уточнила глава пресс-службы ВВСС Маргарита Потехина в ответ на запрос РБК Петербург.

Динамику пассажиропотока «Пулково» М. Потехина охарактеризовала как положительную, не называя точных цифр. Однако по данным Fraport AG, одного из акционеров ВВСС, за девять месяцев прошлого года пассажирский трафик через аэропорт составил 10,2 млн человек. В первом квартале падение, по информации на сайте Fraport AG, составило 6,2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, во втором квартале – 6,6%, в третьем – 5,7%.

Окончательные результаты 2016 года пока не опубликованы, однако в октябре коммерческий директор ВВСС Евгений Ильин сообщил Интерфаксу, что по итогам года пассажиропоток «Пулково» снизится на 5% и составит 13 млн человек. По информации Fraport AG, это на 500 тыс. человек меньше, чем в 2015 году. По сравнению же с результатами рекордного для «Пулково» 2014 года трафик в аэропорту снизится на 1 млн 300 тыс. человек

В общем потоке

Пассажиропоток в «Пулково» падает по ряду причин. Отчасти его сокращение связано с общим падением спроса на авиаперевозки в России, начавшимся вместе с экономическим кризисом.

По данным Росавиации, общее падение пассажиропотока в российских аэропортах только за восемь месяцев 2016 года составило 8,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом на международных направлениях (наиболее прибыльных для аэропортов и авиаперевозчиков) пассажиропоток упал на 26,5%, а совокупный пассажирооборот отрасли снизился на 10,8%.

Таким образом, ситуация в «Пулково» отражает общероссийскую тенденцию. Как отметил Е. Ильин, петербургский аэропорт за первые три квартала прошлого года потерял на международных направлениях 17% трафика.

Центральное управление

Впрочем, существуют и другие обстоятельства, влияющие на динамику пассажиропотока в «Пулково». Как ранее писал РБК Петербург, причиной проблем аэропорта как руководство ВВСС, так и представители Смольного называли политику базового перевозчика «Пулково», АК «Россия». «Стратегия авиакомпании «Россия» не предусматривает развитие хаба в Санкт-Петербурге и практически не включает расширение географии полетов, — говорил по этому поводу глава комитета по транспорту Смольного Александр Головин на совещании в Минтрансе в начале мая 2016 года. — Данный подход не соответствует интересам Санкт-Петербурга и создает предпосылки, имеющие негативное влияние на развитие крупных инвестиционных проектов в Северной столице».

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на данные комитета по транспорту Смольного, за первые шесть месяцев текущего года АК «Россия» закрыла рейсы в Бухару, Душанбе, Минск, Навои, Стокгольм, Фергану, Франкфурт, Худжанд и другие направления. Общий пассажиропоток по этим направления в 2015 году составлял 174 тыс. человек. Пассажиропоток компании по московскому направлению, по данным комитета по транспорту, за этот же период снизился на 100 тыс. человек, по краснодарскому — на 42 тыс. человек, по самарскому — на 32 тыс. человек.

Независимый авиационный эксперт Алексей Захаров полагает, что такие действия авиаперевозчика во многом связаны со стратегией его материнской компании — группы «Аэрофлот». «В процессе реорганизации своих дочерних компаний «Аэрофлот» аккуратненько перевел на себя наиболее прибыльные рейсы, — говорил ранее А. Захаров в беседе с РБК Петербург. — По «дочкам» наблюдается снижение объема перевозок и снижение средней длины маршрутов».

Летать невыгодно

Однако у авиаперевозчиков есть серьезные экономические препятствия к расширению присутствия в Петербурге. В 2013 году Федеральная служба по тарифам издала приказ, в соответствии с которым тарифы на обслуживание авиакомпаний в «Пулково» в 2015 году увеличились в среднем на 11%. За петербургским аэропортом закрепилась репутация одного из самых дорогих в России.

По данным отраслевого агентства «АвиаПорт», по некоторым позициям обслуживание для авиаперевозчиков в «Пулково» дороже, чем в московских аэропортах. В частности, плата за «взлет-посадку» в Петербурге для российских авиаперевозчиков составляет 331,5 руб. за тонну максимальной взлетной массы (мвм) воздушного судна, для иностранных авиалиний – 10,8 долл. Для сравнения: в Шереметьево эта позиция стоит 178 руб. за т/мвм для российских и 7,9 долл. за т/мвм — для иностранных авиакомпаний.

Замкнутый круг

Отметим, что ВВСС стремится компенсировать высокие тарифы и привлечь новых перевозчиков с помощью специальной бонусной программы, которая начала действовать с октября 2016 года.

Программа должна мотивировать авиаперевозчиков открывать новые направления из Петербурга. Как объяснил Е. Ильин, новые авиакомпании могут получить в аэропорту скидки по авиационному обслуживанию до 95%. В рамках программы утвержден перечень 50 стратегических и наиболее востребованных направлений, по которым из Петербурга сейчас нет прямых рейсов.

Однако как эксперты, так и представители авиакомпаний сомневаются в эффективности бонусной программы. Так, заместитель коммерческого директора по маркетингу АК «Уральские авиалинии» Сергей Шкурко ранее отмечал в беседе с РБК Петербург, что система скидок может оказаться малоэффективной на направлениях, спрос на которые со стороны пассажиров не достаточно велик. «Главное — это загрузка на рейсе, если загрузки не будет, то даже эта скидка не поможет», — сказал представитель «Уральских авиалиний».

Аналогичную оценку ситуации дал главный редактор журнала «Линия полета» Роман Захаров. По его мнению, наращивать частоту рейсов из Петербурга мешает недостаточный пассажирский трафик — в том числе и по европейским направлениям.

«Прямые рейсы из Петербурга в Европу не убыточны, но гораздо менее прибыльны, чем такие же рейсы, пусть и с большим расстоянием, но из Москвы. Потому что в Москве пассажиропоток больше, и самолет догружается пассажирами из других городов», — объяснил Р. Захаров.

Планы остаются в силе

На вопрос РБК Петербург о том, когда «Пулково» предположительно сумеет достичь показателей пассажиропотока близких к расчетной пропускной способности аэропорта с учетом текущей динамики спроса на авиаперевозки, в ВВСС не ответили. Информация о том, какие задачи ставят акционеры перед руководством компании, «носит конфиденциальный характер и не подлежит раскрытию», говорится в официальном ответе пресс-службы ВВСС.

Впрочем, планов к 2039 году нарастить число пассажиров до 35 млн человек в год (такая задача была анонсирована в 2010 году, когда аэропорт «Пулково» был передан в управление ВВСС) официально никто не отменял.