Эксперты сказали, какие обещания не выполняют застройщики Петербурга
Застройщики Петербурга и Ленобласти на 50-70% отступают от первоначальных планов в вопросе организации придомового пространства и наличия обещанной инфраструктуры, выяснили аналитики сервиса по подбору и покупке недвижимости Living.ru.
Без детсадов и скверов
Аналитики сервиса проанализировали данные по жилым комплексам, введенным в эксплуатацию в 2017-2019 годах. Соответствие проектов обещаниям анализировалось по 30 параметрам, включающим архитектуру, безопасность ЖК, инфраструктуру, придомовую территорию. Процент выполнения обещаний рассчитывался исходя из того, в скольких из анализируемых новостроек тот или иной параметр был заявлен на этапе строительства (рекламная информация) и в скольких по итогу был выполнен.
В результате выяснилось, что при строительстве жилых комплексов в сегменте масс-маркет самый высокий процент по невыполнению обещаний относится к строительству объектов социальной инфраструктуры на территории жилых комплексов. В 78,1% случаях застройщики не выполнили свои обещания. При строительстве жилья бизнес-класса застройщики также не сдерживают обещания, в этом сегменте этот показатель составил 57,1%.
Примерно в 77% случаев не выполнено обещание строительных компаний по высаживанию сквера на территории жилых комплексов в сегменте масс-маркет и в 80% — в сегменте бизнес-класса.
Почти в 72% случаев в сданных жилых комплексах Петербурга сегмента масс-маркет придомовое пространство не соответствует ранее заявленной рекламной визуализации. В сегменте бизнес-класса этот процент ниже и составляет 37,5%.
В Ленинградской области ни в одной из сданных новостроек в 2017-2019 годах придомовое пространство в полной мере не соответствовало рекламной визуализации.
И почти в 70% случаев в жилых комплексах сегмента масс-маркет и в 41,7% случаев жилья бизнес-класса застройщики Петербурга не сдержали обещание по озеленению территорию с привлечением ландшафтных дизайнеров. В Ленобласти этот показатель составляет почти 87%.
Почти выполненные обещания
Абсолютно во всех новостройках полностью выполнены обещания по организации безбарьерной среды, качеству дорожных покрытий, остеклению балконов и лоджий. В большинстве проектов есть обещанные детские площадки, скамейки, урны, фонари, минимальное озеленение, организовано видеонаблюдение. Вместе с тем обещание освободить двор от машин в новостройках масс-маркета в Петербурге не выполнено в 29% случаев, в бизнес-классе — в 20% случаев, в Ленобласти — в 57% случаев. Заявление об ограждении территории нарушено в 11,7%, 6,3% и 46,2% случаев соответственно.
По мнению генерального директора сервиса Living.ru Кирилла Тимофеева, этот анализ косвенно может рассказать о том, на какие характеристики покупатели в том или ином сегменте обращают больше внимания. «Например, в Ленобласти велика доля семейных покупателей и пожилых людей, тех, кто увлекается спортом и отдыхом на природе. Застройщики соответственно гораздо внимательнее относятся к таким параметрам, как охрана территории, озеленение, организация парковок для велосипедов, колясочных, уличных тренажеров, автостоянок, в том числе, парковок для маломобильных граждан, мест для выгула питомцев, — отмечает он. — В бизнес-классе, напротив, больше внимания уделяется тому, чтобы объект соответствовал обещаниям в части приватности и эстетики — облицовка фасада, архитектура, огороженный двор, консьерж, качество и безопасность детских площадок, ландшафтный дизайн, качество отделки холлов и так далее».
Сюрпризы для застройщика
Управляющий партнер бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь считает, что в подобной ситуации предотвратить подобные нарушения со стороны застройщиков помогает ссылка на нарушение застройщиком законодательство о рекламе. По закону недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара. «При этом в случае, если соответствующая достоверная и полная информация не была сообщена потребителю, последний вправе требовать уменьшения цены, а также расторгнуть договор и вернуть ему уплаченную по договору сумму», — говорит юрист.
Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International, в свою очередь, отмечает, что в целом, девелоперы стараются придерживаться заявленных обещаний. «Невыполнение планов связано в большинстве случаев с законодательными сюрпризами, когда застройщик либо не может согласовать ввод какого-либо объёма инфраструктуры, либо вынужден сократить объём финансирования», — добавляет она.