Все петербургские дворы предлагают закрыть шлагбаумами
Первая платная парковка в центре Петербурга появится уже на следующей неделе. Речь идет о демонстрационном участке на Караванной улице. Пока городские власти разбираются с тарифами и установкой паркоматов, эксперты советуют обратить внимание на те недостатки, которые обнаружились в Москве за год работы пилотного проекта.
Какими должны быть тарифы и как защитить дворы в центре города, РБК-Петербург рассказал создатель московского проекта платных парковок, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессор Михаил Блинкин.
Михаил Яковлевич, с июня прошлого года в центре Москвы открыли платные парковки. Власти столицы признали проект успешным и решили расширить парковочную зону. При этом москвичи продолжают жаловаться на проект. Каков эффект на самом деле?
Наш институт располагается в центре. И я могу сказать, что условия движения стали заметно лучше. Но это полдела. Главное то, что по переулочкам, которые окружают центр, теперь можно спокойно гулять. Раньше все было запарковано. Можно любить или не любить автомобилистов, но когда человек выходит из дома и невозможно пройти по улице – это безобразие. Его уже нет. Но по здравому смыслу эту задачу надо было решать еще в середине 90-х.
А какие недостатки выявлены у проекта? Жалобы же возникают не просто так.
Недостатков полно. Но это не ошибки, а те естественные вещи, которые выявляются после того, как начинаешь все с нуля. Предстоит большая работа по дальнейшему упорядочиванию парковочного режима. Мы еще в первом классе. Надо научиться. Обсуждать вопрос – нужна или не нужна парковка – полнейшая глупость. Цена бесплатной парковки для самого города высока, он не должен ее платить.
Можете подробнее рассказать о проблемах, с которыми столкнулись москвичи, когда стартовал проект? Они как-то решаются?
Нужно сделать систему тарифов более гибкой. Необходимо дифференцировать плату по месту, дням недели, часам суток. Это серьезная долгая работа. Скажем, в ночное время по месту расположения популярных ресторанов тарифы можно смело повышать. Напротив, во многих прочих местах ночью брать деньги с автомобилиста бессмысленно.
К сожалению, не удается решить проблему неплательщиков, которые пытаются заклеить или занавесить свои номера. Это ставит всех в неравные условия. Кроме того, желая сэкономить, автомобилисты заезжают в жилые дворы, а это создает неудобства жителям. Самая простая вещь – это установить шлагбаумы.
А кто должен этим заниматься?
По действующим положениям, жители за свой счет. Но это идет очень медленно. Город должен помочь в этой ситуации. И ему же будет выгодно, он получает доход от парковки, либо такие автомобилисты отказываются ехать в центр. А сами жители вздохнут спокойно.
Что нужно учесть Петербургу, который принимает эстафету платных парковок?
Москва пошла по пути электронного сбора денег. С одной стороны, это логично и дешево, с другой – создает неудобства тем, у кого нет возможности воспользоваться мобильными устройствами. Петербургу следует ввести комбинированный режим оплаты. Сейчас много различных автоматов по городу, можно ввести дополнительные функции оплаты, перепрограммировать.
Самое главное – это решить проблему со дворами в центре. Обязательно. Если автомобиль уедет в ваши питерские дворы, это станет таким «подарком» жильцам, что даже страшно подумать…
А нужно ли увеличивать время бесплатной парковки? Сейчас это 15 мин. Человеку, который хочет разобраться, нужно время…
На самом деле, больше 15 минут никто ничего не делает. Каждый успевает разобраться. Если увеличим, то тогда человек будет стоять, например, около 30 мин бесплатно. Нельзя так.
Беседовала Екатерина Плотникова