Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

В Петербурге испытали технологию сверхскоростного интернета

Фото: пресс-служба ТКК
Фото: пресс-служба ТКК

«Транспортная концессионная компания» (ТКК — дочка ЛСР), реализующая проект высокоскоростного трамвая «Чижик» в Красногвардейском районе Петербурга, и российский лидер в сфере технологий высокоскоростной радиорелейной связи, петербургское ООО «ДОК», некоторое время назад запустили на маршрутах трамвая «Чижик» пилотный проект по тестированию системы беспроводной связи нового поколения со скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше в диапазоне 70-80 ГГц. Это в сотни раз превышает скорость обычного (бытового) мобильного интернета, Wi-Fi сети в салонах автобусов, трамваев и поездов и в несколько раз — скорость проводного интернета. Как считают специалисты «ДОК», проект является уникальным не только в России, но и за рубежом, поскольку к моменту начала испытаний нигде в мире не были реализованы такие высокие скорости передачи данных на городском общественном транспорте.

На новых принципах

Цель проекта, как поясняют его авторы, — отработка технологий ультра-широкополосной связи на движущихся транспортных средствах (ТС), изучение характеристик беспроводного соединения, его надежности в зависимости от дистанции между трамваем и базовыми станциями, сбор статистики по трафику при различных погодных условиях. Результаты тестирования предполагается в дальнейшем использовать для организации надежной высокоскоростной связи на общественном транспорте, в том числе, железнодорожном.

Как поясняют в компании «ДОК», существующие системы подключения рельсового транспорта к Интернету в основном основаны на применении GSM-модемов. В отдельных, наиболее технологичных проектах используется сеть из придорожных точек доступа Wi-Fi. Обе применяемые технологии характеризуются невысокой скоростью соединения (10-100 Мбит/c) и задержками соединения при переключении с одной базовой станции на другую. Кроме того, характеристики соединения и для GSM-модема, и для придорожной сети Wi-Fi заметно ухудшаются по мере роста скорости движения транспортного средства.

Эти проблемы до сих пор не позволяют обеспечить общественный транспорт надежно работающим интернетом, чем особенно недовольны пассажиры поездов дальнего следования. Адекватного интернета сейчас нет даже на самой популярной ж/д линии в стране — Москва-Петербург. Поэтому задача организации связи со скоростным транспортом на основе новых технологий является весьма актуальной для отрасли.

Впервые в России

Испытания проводятся на маршрутах трамвая № 59, 63 и 64 в пределах до 1 км от перекрестка проспекта Наставников и Ириновского проспекта. Среднее расстояние между базовыми станциями составляет 800 — 1000 метров. Циклический маршрут скоростного трамвая вдоль базовых станций удобен тем, что позволяет быстро набирать статистику соединения, отрабатывать технологии связи V2N (Vehicle to Network) на рельсовом транспорте в реальных условиях эксплуатации.

Схема работы системы передачи данных, используемой в проекте ТКК
Схема работы системы передачи данных, используемой в проекте ТКК

Технические детали

Для проведения испытаний один из трехсекционных трамваев модели Stadler 85600M «Чижик» (выпускается заводом ЗАО «Штадлер Минск») оборудован четырьмя комплектами приемопередатчиков 10 Гбит/с производства компании «ДОК», установленных на крыше ТС в голове и хвосте состава. Под потолком внутри трамвая смонтирован специализированный контроллер, осуществляющий маршрутизацию и управление трафиком беспроводного соединения. Наличие двух параллельно работающих приемопередатчиков 10 Гбит/с в каждом направлении (вперед и назад по ходу ТС) дает возможность бесшовного переключения трафика при проезде трамвая вдоль базовых станций. Технологически это реализуется как беспроводная связь между трамваем и несколькими базовыми станциями одновременно — с ближайшей и последующей базовыми станциями как в направлении по ходу трамвая, так и в обратном направлении. Для визуализации процесса передачи данных и подтверждения непрерывности соединения на трамвае постоянно работают две НD-камеры с передачей видео о дорожной обстановке в направлениях вперед и назад по ходу трамвая в пультовую ТКК. Видеопотоки в качестве НD передаются непрерывно.

По оценкам опрошенных РБК Петербург экспертов, проект имеет большой потенциал для развития цифровой экосистемы на современном общественном транспорте. В рамках такой экосистемы обеспечиваются многочисленные цифровые сервисы — видеосвязь с водителем, видеонаблюдение за дорожной ситуацией из кабины, контроль рабочего места водителя и обстановки в салоне, телеметрия различных систем трамвая. Помимо этого предоставляются цифровые сервисы для пассажиров, включающие широкополосный доступ к Интернету, трансляцию видеопрограмм, продажу цифровых билетов и другие услуги.

Реальная связь для транспорта

«Мы заинтересованы в развитии цифровых сервисов на маршрутной сети, принадлежащей ТКК. Надежная широкополосная связь с подвижным составом позволит нам повысить комфорт и безопасность пассажиров, обеспечить широкополосный Wi-Fi в салоне, возможность вовремя информировать пассажиров о важных городских новостях, задержках по пути следования, внедрить потоковое видеонаблюдение за дорожной ситуацией и работой водителя с диспетчерского пункта. Более того, 10-гигабитная подвижная связь открывает возможности для новых, все более требовательных к трафику сервисов, которые сейчас даже предсказать трудно», — прокомментировал проект Тарас Коссов, директор ДЭКРС «Транспортной Концессионной Компании».

«Тестирование показывает, что на нашем оборудовании PPC-10G-E можно достичь пропускной способности 10- 15 Гбит/с на каждую единицу городского транспорта. Короткое время развертывания сети и надежность до 99,999% являются исключительно важными характеристиками для проектов в транспортной отрасли. Добавлю, что в России действует так называемый упрощенный порядок лицензирования для диапазона частот 71-76 и 81-86 ГГц. Лицензия Роскомнадзора выдается бесплатно и буквально за несколько дней. Платить за частотный ресурс не требуется. Это позволяет быстро запускать проекты широкополосной связи на транспорте, концентрируясь на технологиях, а не на разрешительных процедурах», — добавил Даниил Корнеев, генеральный директор компании «ДОК».

Виды на будущее 

С этой оценкой согласились и другие опрошенные РБК Петербург эксперты. По мнению технического директора компании Selectel («Селектел») Кирилла Малеванова, проект весьма полезен для развития цифровых экосистем на общественном транспорте. «Проблема высокоскоростной связи на движущемся транспорте действительно существует, и она достаточно остра, — утверждает эксперт. — Например, постоянное видеонаблюдение и контроль за водителем, а также за происходящим в салоне транспорта в режиме реального времени требует очень большой пропускной способности и существующими средствами не решается. Скорость мобильной связи для этого недостаточна. Особенно для транспорта в режиме беспилотного движения, когда им управляет искусственный интеллект, а контроль за происходящим осуществляется из единого центра управления и необходимо быстро отреагировать на внештатную ситуацию. Для этого нужна надежная высокоскоростная связь. Сейчас такую связь организовать невозможно, а значит, применять беспилотные технологии на общественном транспорте нельзя».

«Оборудование ДОК реализовало скорость более 10 Гбит/с, обеспечивает вполне надежное соединение. Я это знаю на собственном опыте, поскольку реально работал с этим оборудованием. Условия проекта позволяют провести разнообразные испытания оборудования и технологии, результаты которых будут очень полезны в дальнейшем — при масштабировании системы на высокоскоростных трамвайных линиях и на железной дороге, что особенно важно для высокоскоростных поездов типа «Сапсан», «Ласточка» и тех, что будут ездить по ВСМ», — продолжает Кирилл Малеванов.

Для специалиста в области сетей доступа, директора направления в отделе регионального планирования в блоке технической инфраструктуры Корпоративного центра (ПАО «Ростелеком») Урхо Туоми особо важное достоинство технологии ДОК — независимость каналов связи от внешних воздействий. «Принципиально важно то, что загрузка такого канала не зависит от окружающих объектов, от трафика, который может быть сформирован где-то на стороне. Количество пассажиров-абонентов определено, не может превышать установленных значений, что обеспечивает контролируемое качество сервисов. В этом принципиальное отличие данной технологии от сотовой связи».

По мнению Урхо Туоми, эти свойства делают технологию ДОК весьма востребованной. «Эта технология позволит обеспечить общественный транспорт, и, что особенно важно, железнодорожные поезда, защищенным от внешних помех устойчивым широкополосным интернетом и всевозможными сервисами на основе интернета, которых сейчас на поездах нет и которые вероятно появятся в будущем. Для этого надо, разумеется, установить необходимое количество радиорелейных станций связи вдоль железнодорожного полотна в пределах прямой видимости, что, впрочем, больших проблем не составит, поскольку изгибы ж/д линий довольно плавные. Важно, что на используемые данной технологией частоты 70-80 ГГц не требуется оформление разрешения на использование радиочастот, регистрация РЭС быстрая и бесплатная, что сильно упрощает согласование использования оборудования», — отмечает Урхо Туоми.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 апреля
EUR ЦБ: 99,36 (-0,21)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Курс доллара на 23 апреля
USD ЦБ: 93,25 (-0,19)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Жесткость ФНС иногда играет против нее: кому нельзя доначислять налоги Pro, 13:40
Греф поспорил с Вексельбергом насчет решения проблем зарубежных платежей Финансы, 13:37
Верховный суд разъяснил правила использования участка соседей для проезда Недвижимость, 13:37
Появилось видео преследования мигрантом девушек в Челябинске Общество, 13:29
В Fidelity указали на важные уровни поддержки для биткоина при коррекции Крипто, 13:25
УЕФА включил в число судей на Евро-2024 аргентинца, но не россиян Спорт, 13:25
ФСИН начала проверку после жалоб заключенных «Черного дельфина» на пытки Общество, 13:23
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Gallup выявил рост неодобрения США по всему миру Политика, 13:17
Шойгу назвал потери ВСУ с февраля 2022 года Политика, 13:16
Министра агрополитики Украины заподозрили в махинациях с землей Политика, 13:16
Шойгу заявил о планах повысить интенсивность ударов по логистике Украины⁠ Политика, 13:14
Шествие «Бессмертного полка» отменили из-за угрозы безопасности Общество, 13:12
Протестующие перекрыли трассу между Арменией и Грузией у озера Севан Общество, 13:07
Аксенов заявил, что Крыму никакие «сухопутные операции» не угрожают Политика, 13:01