Другая медицина: петербургские медики усилят «власть пациентов»
Петербургский Фонд медицинских решений «Не напрасно» запускает портал «Все не напрасно», который объединит четыре сервиса фонда в единую экосистему. Инициатор проекта, основатель и директор Фонда медицинских решений «Не напрасно» Илья Фоминцев называет портал «Google для пациентов».
Как он рассказал РБК Петербург, портал призван обеспечивать быстрое получение той медицинской информации, которая необходима пациенту с конкретным диагнозом в конкретное время, а также в перспективе связывать больных друг с другом и с врачами. Ранее «Не напрасно» создал бесплатный сервис «Просто спросить» для онкобольных и их близких; портал стал продолжением этой работы.
Проект реализуется в рамках НКО, то есть не берет денег с пользователей, но будет получать доход, реинвестируя его в развитие портала. Доходную часть проекта обеспечит партнерство с фармкомпаниями, которым важно распространение корректной и достоверной информации о заболеваниях, рассказал директор «Не напрасно». Портал уже несколько месяцев работает в тестовом режиме, что позволило сформировать разные мнения о нем в медицинском сообществе. Критики инициативы уверены, что крайне рискованно давать возможность больным, прочитавшим статьи в интернете, «командовать квалифицированными специалистами».
Знание дает спокойствие
По словам Ильи Фоминцева, главная цель проекта — в том, чтобы «простой русский мужик», болеющий, например, раком легких, приходя к врачу, задавал вопрос о сложной процедуре, которую ему могли бы назначить. «На что доктор первым десяти пациентам ответит: ты что, самый умный? Но на 11–й раз пойдет к заведующему и скажет: «Меня поднимут на вилы, если я не начну делать эту процедуру». Когда масса пациентов будет знать о своих возможностях и задавать нужные вопросы, сопротивляться будет невозможно», — считает Фоминцев.
Из собственного опыта эксперт знает, что большинство пациентов плохо информированы, у них нет никаких данных о том, как протекает их заболевание, они не знают даже того, о чем нужно спросить доктора, на что больной имеет право в процессе лечения. И никто ему не спешит рассказывать об этом, а иногда врачу просто некогда разговаривать. «Мы не говорим, что больной будет командовать медиками; мы считаем, что он должен иметь возможность задавать правильные, корректные вопросы, которые проясняют ситуацию, после которых становится яснее и спокойнее, — уверен инициатор проекта. — Пациент должен знать, о чем спрашивать доктора по своему заболеванию. Для этого нужно пациентское образование, так называемая «patient power».
Избежать ненужных процедур
Образование пациентов поможет, считает Илья Фоминцев, смягчить еще одну, весьма распространенную в платной медицине, проблему — навязывание пациентам ненужных обследований и процедур, включая хирургические.
«Доктор первым 10 пациентам ответит: ты что, самый умный? Но на 11 раз пойдет к заведующему и скажет: «Меня поднимут на вилы, если я не начну делать эту процедуру»
«Мой однокурсник, известный флеболог, рассказал: «Есть сети клиник, из которых с нетронутыми венами нельзя выйти — тебя запугают до последней степени и какую-нибудь вену обязательно исправят». Также есть массовая индустрия по удалению щитовидных желез; существует массовая индустрия по исправлению перегородок носа. Огромный процент таких операций просто не нужен. И деньги забрали, и нос сломали. Это чистый развод на деньги», — считает Илья Фоминцев.
По его словам, чем менее опасна болезнь, тем больше мошенничества на ее почве, потому что риски тяжелых последствий невелики. «Щитовидная железа, вены, перегородки — это простая хирургия», — поясняет эксперт.
Другая медицина
Количественная цель нового проекта — охватить образованием максимальное количество пациентов и их близких. «Мы хотим усилить роль пациентов в медицине. Это будет совсем другая медицина», — считает Илья Фоминцев. Начинать проект инициаторы планируют с онкологии, в которой, по их словам, у «Не напрасно» уже сформировалась хорошая экспертиза.
«И деньги забрали, и нос сломали. Это чистый развод на деньги»
«В России сейчас 4 миллиона пациентов с диагнозом рак и еще около 2 млн с подозрением на рак. У каждого из серьезно больных есть в среднем два активных близких человека, вовлеченных в помощь пациенту. И мы получаем 12 миллионов человек заинтересованной аудитории в России. Это та аудитория, которой, мы надеемся, будет полезен наш портал», — описывает задачи проекта Илья Фоминцев.
По его словам, портал будет включать широкую палитру инструментов для пациентов. «В первую очередь, это своего рода «Википедия» для пациентов, понятная для любого человека; пациентские инструкции, как себя вести, что делать, — рассказывает он. — Со временем можно будет подписаться на новости по своим заболеваниям, найти нужное лечебное учреждение, данные о врачах, о возможностях получить консультации».
Кроме того, на портале размещена новая версия разработанной Фондом системы профилактики рака у людей без установленного онкологического диагноза, с рекомендациями и автоматизированными тестами. На следующем этапе, в течение года, появится возможность поиска пациентами друг друга по любому сочетанию признаков. «И сервис, позволяющий найти доктора под свою конкретную клиническую ситуацию», — добавляет Илья Фоминцев.
Проект «Все не напрасно» в своем роде уникален. В США есть сервисы по информированию пациентов, но без набора сопутствующих услуг, интегрированных в одном месте.
Образование пациентов поможет, считает Илья Фоминцев, справиться и с проблемой перекосов в системе государственных тарифов ОМС, которые во многих случаях занижены и не покрывают прямые затраты медицинских организаций. «Пациенты и врачи будут объединяться, потому что на самом деле они заодно; те и другие хотят эффективно побеждать болезни, — считает руководитель «Не напрасно». — Пациент имеет по закону полное право знать правду. Мы даем инструменты для его реализации».
Ответственное самолечение
По словам директора Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева, портал «Все не напрасно» развивают известную в мировом здравоохранении тенденцию, получившую название «ответственного самолечения». По этим термином Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) понимает «способность людей, семей и сообществ сохранять здоровье, предотвращать болезнь, поддерживать здоровье и справляться с болезнью и инвалидностью с или без поддержки медицинского работника». Как считает Сергей Ануфриев, эта тенденция возникла как ответ граждан на дефекты традиционного здравоохранения. «В России сейчас уже 35% населения занимаются самолечением. Появляются организации, помогающие гражданам заниматься самолечением, например, «Медицинское бюро П.А.Воробьева», которое так и позиционирует себя как содействие пациентам в вопросах ответственного самолечения», — отмечает эксперт.
По его словам, во всем мире имеет место дефицит врачей, долгое время ожидания консультации, не так уж редки случаи злоупотреблений, когда пациентам по внемедицинским мотивам назначают неадекватное лечение (лекарства, процедуры). «В нашей стране ко всем этим дефектам добавляется весьма низкая, зачастую, профессиональная компетенция врачей, которая заменяется клиническими рекомендациями «сверху», нередко совершенно неэффективными. Все это еще больше снижает общий уровень качества медицинской помощи и доверие населения к системе здравоохранения, — утверждает Сергей Ануфриев. — Понятно, что в такой ситуации общество ищет выход — граждане стремятся найти альтернативные источники информации о своих болезнях, а предприниматели и разработчики технологий предлагают пациентам новые формы борьбы с болезнями. Когда усилия вторых вызывают доверие первых (а доверие — ключевой фактор в этой истории), возникает синергетический эффект, который оправдывает новую тенденцию».
«В нашей стране ко всем этим дефектам добавляется весьма низкая, зачастую, профессиональная компетенция врачей»
Как известно, IT-индустрия предлагает свои решения в рамках так называемой «системы поддержки принятия врачебных решений» (СППВР). Например, искусственный интеллект (ИИ) прекрасно читает снимки КТ, что подтвердил опыт Москвы по диагностике «ковида». Пока СППВР могут пользоваться только врачи, но уже в ближайшем будущем, говорит Сергей Ануфриев, система будет доступна широкому кругу пациентов. «Специалисты терапевтического профиля в большинстве своем будут оказывать телемедицинские консультации, лишь в сложных случаях направляя пациентов на очный прием. В дальнейшем мы станем свидетелями появления все большего разнообразия «медицинских ботов», своего рода виртуальных «докторов Хаусов», которые благодаря ИИ смогут в большинстве случаев дать нам разъяснения и в перспективе поставить диагноз, более точно чем среднестатистический врач», — уверен эксперт.
Но у этой тенденции при всех ее плюсах есть обратная сторона, замечает Сергей Ануфриев. По его словам, ослабление роли профессионального сообщества врачей приводит к усилению роли фармацевтического, IT и другого околомедицинского бизнеса. «В ситуации, когда сам пациент определяет траекторию своего обследования и лечения, бизнес старается захватить его в свою экосистему до визита к врачу, например, под предлогом борьбы за здоровый образ жизни, и в дальнейшем, если у него появится заболевание, не выпускать его из своей экосистемы. Мы видим как Аpple уже в шаге от развития своей медицинской сети, а если посмотреть на нашу страну, то «Сберздоровье» — уже реальный телемедицинский сервис», — считает он.
«Но ослабление роли профессионального сообщества врачей приводит к усилению роли фармацевтического, IT и другого околомедицинского бизнеса»
Основная цель бизнеса — заработать деньги, что вполне соответствует его предназначению. «Чтобы эта цель не входила в противоречие с желанием пациентов излечиться наиболее эффективным способом (достичь результата быстро и с наименьшими затратами), очень важно соблюсти баланс интересов сторон, — уверен Сергей Ануфриев. — Судя по всему, основные усилия проектов фонда «Не напрасно» как раз и направлены на обеспечение такого баланса. И это выгодно отличает проекты фонда от других подобных частных медицинских инициатив в России».
Портал «Все не напрасно» включает в себя:
- «Скрин» — тест для определения персональных рекомендаций по профилактике и ранней диагностике рака. На данный момент, за 5 лет работы первой и второй версии было проведено свыше 409 000 тестов
- «Просто спросить» — онлайн-справочная служба для пациентов и их близких, помогает найти ответы на вопросы о лечении и профилактике рака. 7000 человек заполнили заявку и получили рекомендации экспертов.
- «Профилактика Медиа» — просветительский проект о доказательной медицине и онкологии, выпускающий больше 65 эксклюзивных публикаций в год.
- «Онко Вики» — справочник с ответами на большинство вопросов про рак. На данный момент полностью готов раздел о раке молочной железы.
Повтор публикации от 02.12.2021