Петербургские бизнесмены рассказали, чего ждут от нового делового сезона
РБК Петербург дал символический старт деловому сезону 2017/2018, собрав собственников и руководителей динамичных петербургских компаний на вечер «Good Harvest. Секреты успешных инвестиций». Гости мероприятия рассказали РБК Петербург, чего они ждут от нового делового сезона, какие видят новые возможности и риски для своего бизнеса.
Шариф Галеев, управляющий партнер Deloitte в Петербурге:
«По нашим оценкам, риски на будущий деловой сезон сохраняются примерно на уровне прошлого года. Безусловно, это и политические риски, и экономика, в которой мы не видим существенных перспектив для роста, пока реальные доходы населения не будут расти. Если в прошлые годы хотя бы наши экспортноориентированные клиенты чувствовали себя неплохо, с укреплением рубля ситуация начала меняться.
Безусловно, есть еще технологические риски, хотя, на мой взгляд, это все-таки история не следующего года, а пяти-десяти лет. Но к ней, безусловно, следует готовиться уже сейчас».
Владимир Цимберг, генеральный директор компании «Биовитрум»:
«Наша задача на ближайший и следующие деловые сезоны — увеличение продаж за границей. Местный рынок ограничен, его потенциал для нас если не исчерпан, то, по крайней мере, взлетов не обещает. В этом полугодии мы сканируем европейский рынок: экспонировали продукцию в Берлине, в Амстердаме, планируем тестовые поставки. Мы рассчитываем, что в перспективе трех-пяти лет доходы от экспорта составят примерно половину текущего оборота.
Главный риск для производителей медицинских изделий — это постоянно усложняющиеся процедуры регистрации продуктов. Регистрация — это долго, дорого и не всегда понятно как. Например, мы создали лабораторную пластику для врачей-гистологов. И хотя продукт пользуется спросом у иностранцев, мы не можем его поставить, так как он пока не зарегистрирован. Ты не можешь выпускать такие медицинские изделия не только на территории России, но и для экспорта, — это уголовное преступление».
Александр Борисов, генеральный директор «ПОЛИСАНа»:
«Мы ожидаем подъема деловой активности, но не во всех отраслях, а в тех, в которых заинтересовано государство. Их не так много — это фармацевтика, сельское хозяйство, нефтегазовая промышленность, отчасти станко- и самолетостроение. Если говорить о прогнозах, то, по моим ощущениям, рынок фармацевтических препаратов вырастет по итогам сезона процентов на 15%. Оборот «Полисана» вырастет чуть больше — в первую очередь, за счет оригинальных препаратов и выхода новых (например, тех, которые лечат печень и сердце).
Наши главные амбиции завязаны на экспорт продукции. Сейчас мы экспортируем порядка 15% того, что производим, в обозримом будущем хотели бы довести показатель до 50%. Основные регионы приложения наших усилий — это Юго-Восточная Азия и Латинская Америка».
Александр Поздняков, генеральный директор разработчика программного обеспечения First Line Software:
«Мы ожидаем дальнейшего роста наших контрактов с медицинскими компаниями. Мы наращиваем активность в этом сегменте, не так давно купили в США IT-компанию, специализирующуюся на выстраивании процессов для клиник. Это был наш входной билет на американский рынок, за это время в нашем портфеле медицина выросла на 30-40%, а это несколько миллионов долларов.
Главным риском для нас, как и для большинства IT-компаний, является потенциальное ухудшение отношений с США и Европой. Запад — это по крайней мере половина всех наших доходов. Мы позиционируемся как международная компания, но тот факт, что большая часть наших инженеров сидит в России, от клиентов не скроешь. Некоторые клиенты, чтобы избавиться от странового «шлейфа», работают исключительно с нашими зарубежными центрами — в Праге, в Гааге».
Александр Семенов, президент ЗАО «Активный компонент»:
«В новом сезоне мы должны создать качественное новое производство в Пушкине, которое рассчитываем запустить в 2019 году. Это будет самый большой в Европе завод по производству активных фармсубстанций.
Также у нас есть тактическая цель — выпускать не менее десяти новых продуктов в год и выходить на внешние рынки. Недавно мы договорились о стратегическом партнерстве с белорусскими компаниями и активно развиваем сотрудничество для поставок наших субстанций на Ближний Восток. Сейчас мы проходим определенные валидационные процедуры, чтобы быть представленными в Сирии. К 2020 году планируем, что 25-30% нашей выручки будет приходиться на экспорт.
В фармацевтической отрасли есть новый вызов — на днях правительство России поддержало инициативу Минпромторга о предоставлении 25% преференции (снижение цены) на госторгах, если производитель лекарственного препарата использует российские субстанции. Это огромный шаг вперед в плане инвестпривлекательности отрасли и новый вызов — мы хотели бы поставлять еще больше нашей продукции, которая будет принимать опосредованное участие в госторгах в составе готовых лекарственных средств».
Владимир Овелян, генеральный директор ООО «Ультрафуд» (бренд службы доставки еды «Достаевский»):
«В 2016 году мы вышли в Москву. Это был для нас этап «высадки десанта», в рамках которого мы изучали, насколько наша петербургская модель готова к работе в Москве. В этом году мы планируем полностью охватить Москву. Если в Петербурге мы начинали с одного производства — и клиент был готов к этому, в Москве нужно сразу заходить с городским охватом и заявлять свои амбиции. Сейчас у нас в Москве действует 10 производств. Мы хотим увеличить количество производств в три раза, тем самым сократив время доставки и расширив зону охвата.
Экспансия в Москву несет в себе и определенные риски, связанные с незнанием московского рынка. Например, в Москве серьезно развиты компании агрегаторы, обладающие огромными бюджетами. За счет диких скидок они приучают людей к низкой цене. Но есть одно важное отличие — они ничего не создают, не несут ответственности за качество, а просто агрегируют. В этом наше преимущество».
Денис Котов, основатель и генеральный директор книжной сети «Буквоед»:
«Одно из перспективным направлений на сезон 2017/2018 — расширение линейки предложения за счет рынка культурного досуга и подарков. Кроме того, ежегодно мы инвестируем около 120 млн руб. в открытие новых магазинов и сокращать этот объем мы не планируем. Сохраняются планы по открытию магазинов во всех городах Северо-Запада с населением свыше 30 тыс. жителей.
Да, мы видим постепенное снижение потребления бумажных книг и переток на электронные книги, но совокупно по стране продажи электронных и бумажных книг находятся в стабильной позиции (на электронные книги приходится менее 3% продаж). Сейчас уже очевидно, что коллапса со чтением бумажных книг не состоится, об этом говорит и мировая практика. Будет развиваться интегральное чтение, в какой-то момент человек будет читать электронную книгу, в другой бумажную — одно другому не мешает».
Дмитрий Ходкевич, управляющий Санкт-Петербургским девелоперским подразделением «Группы ЛСР»:
«В целом год был достаточно спокойным. Новый сезон, возможно, принесет для сферы строительного бизнеса некоторые перемены. В частности, изменения 214 федерального закона немного усложнят работу девелоперов на рынке застройки. Например, законодатель вводит требование о наличии у застройщика на банковским счете денежных средств в размере не менее 10% от себестоимости строительства. Причем это не какие-то банковские средства в виде ценных бумаг, а реальные живые деньги.
Крупные застройщики готовы к таким переменам, но многие мелкие компании, возможно, окажутся не способны выдержать их. В этом плане рынок должен почиститься. Не исключено, что закон повлияет и на крупных застройщиков. Может быть, не в 2017-2018 гг., но в 2019-2020 гг. он отразится на объеме предложений на рынке».
Игорь Дю, председатель правления ГК «Галактика»:
«Для нас это не просто старт нового сезона, это старт новых технологий. Я убежден, что цифровые технологии, диджитализация нашей жизни сегодня приобретает лавинообразный характер. Мы, например, уже сейчас запускаем инновационный проект в сфере пищевой промышленности, направленный на борьбу с фальсификатом, который в настоящее время доходит до критических показателей. Проблемой озаботились не только члены правительства, но и президент. Наше решение основано на цифровой технологии блокчейна. Суть пилотного проекта, который мы реализуем совместно с Политехническим университетом и сетями X5 Retail Group, можно свести к следующей схеме: каждая упаковка с нашей молочной продукцией будет иметь уникальный код — молочный паспорт. Прежде чем сделать покупку потребитель с помощью смартфона по этому коду сможет узнать все о происхождении товара: ферму, где это молоко было надоено, когда ветврач делал анализы, как звали ветврача, каковы результаты анализов, на каком молоковозе продукт уехал на молокозавод, когда выпустили продукцию, когда она уехала в магазин и т. д. Вся информация будет храниться по принципу блокчейна, который стопроцентно гарантирует ее достоверность и исключает любую возможность искажения транзакций.
Но, конечно, новый деловой сезон несет в себе определенные риски, в том числе для нашей сферы. Это кризисные явления в экономике, связанные и с покупательской способностью населения, и с инвестиционной привлекательностью бизнеса».
Фоторепортаж с мероприятия можно посмотреть на сайте «Good Harvest. Секреты успешных инвестиций».