Квартирные «урезания» достигли дна
Потенциал уменьшения площади квартир в строящихся домах ради уменьшения бюджета покупки на фоне снижения платежеспособности покупателей практически исчерпан. Дополнительное влияние на изменение характеристик наиболее востребованных объектов оказывает сокращение доли инвесторов на рынке недвижимости. Такое мнение высказывают опрошенные РБК Петербург участники рынка.
По оценке аналитиков «Главстрой-СПб», в 2015 году средняя сумма сделки в эконом-классе сократилась более чем на 15% — с 3 до 2,5 миллионов рублей. При этом средняя площадь приобретенного жилья снизилась с 49 до 44 квадратных метров. Дальнейшее сокращение этого параметра если и возможно, то очень несущественное — в пределах 5%: застройщики почти достигли минимально допустимых для нормального существования параметров.
По мнению, директора по развитию строительной компании Л1 Надежды Калашниковой «дно» квартирной оптимизации уже пройдено. «Доля малогабаритных квартир — менее 25 кв. м — составляет не более 8% от общего числа предложения. Преобладающий метраж жилья — 32-40 кв. м для однокомнатных квартир и 45-70 — для двухкомнатных», — комментирует Надежда Калашникова. «Комфортными для жизни и при этом достаточными по площади мы считаем студии размером от 25 кв. м, однокомнатные квартиры — от 30 кв. м», — поясняет руководитель департамента недвижимости ГК «ЦДС» Сергей Терентьев.
Предел оптимизации достигнут или почти достигнут и в вопросе квартирографии, то есть соотношения квартир с различным количеством комнат в строящихся домах. Процент студий и аскетичных «однушек», а также домов с «мелкой нарезкой» на рынке массового жилья вряд ли будет сильно расти дальше. Скорее, интерес покупателей и застройщиков перемещается к компактным двухкомнатным квартирам. «Формирующийся спрос на «двушки» в ряде случаев обусловлен тем, что люди, которые ранее приобрели малогабаритные квартиры, стремятся улучшить свои жилищные условия», — рассуждает на эту тему управляющая «КВС. Агентство недвижимости» Анжелика Альшаева.
Препятствует дальнейшему «урезанию» площади квартир и резкое сокращение доли инвестиционных покупок на рынке. «Клиенты приобретают недвижимость преимущественно с целью решения своего квартирного вопроса. В текущих экономических реалиях количество инвестиционных сделок составляет менее 10%», — констатирует Анжелика Альшаева.
«Преобладание семейных покупок для постоянного проживания на фоне ухода инвесторов приводит смещению спроса в сторону более просторных квартир — больших «однушек» (от 40 кв.м), «двушек» (от 60 кв.м) и «трешек» (80 кв.м)», — делится наблюдениями директор по маркетингу и продажам ГК «Лидер Групп» в Петербурге Виталий Виноградов. «Семейным покупателям требуется комфортная жилая среда, одной из важнейших составляющих которой являются просторные многокомнатные квартиры с удобными планировками», — подтверждает региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе Юлия Ружицкая.
Тренд необратим даже при возвращении интереса инвесторов, полагает Надежда Калашникова: «То, что жилье должно быть в первую очередь удобным, сейчас понимают не только те, кто приобретает квартиры для себя, но и инвесторы. Сдать в аренду или перепродать проще качественное и удобное жилье».
Полную версию материала читайте в спецпроекте РБК+.