Петербургская верфь претендует на многомиллиардный экспортный заказ
Россия на выставке вооружений Indo Defence 2016 в Джакарте объявила о планах экспортных поставок новейшей неатомной подводной лодки «Амур-1650» (экспортная версия проекта 677 «Лада»). Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на официального представителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Проектировщиком этих судов является петербургское конструкторское бюро «Рубин», а единственное, по мнению экспертов, предприятие, способное их построить — «Адмиралтейские верфи».
Верфь редкой специфики
По словам главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, стоимость заказа одной подобной лодки может достигать 350 млн долл. (22,1 млрд руб. по курсу ЦБ в 63,2 рубля за доллар). «Исходя из того, что корабли предыдущего поколения — проекта 636, — стоят около 250-300 млн долл., «Амур-1650», стоит на 15-20% дороже», — говорит А. Фролов.
По его словам, пока из российских предприятий только «Адмиралтейские верфи» способны выполнять такие заказы. С этой оценкой согласна редактор информационно-аналитического портала Sudostroenie.info Кристина Рягузова. «На «Адмиралтейских верфях» уже ведется строительство серии из трёх дизель-электрических подводных лодок 4-го поколения (проект 677 «Лада») для ВМФ России», — сказала К. Рягузова.
В самом предприятии планы экспортного производства обсуждать отказались. «В настоящий момент «Адмиралтейские верфи» имеют хороший портфель заказов, их производственные мощности позволяют исполнить и новые потенциальные контракты на строительство как подводных лодок, так и надводных кораблей», — сообщили РБК Петербург в пресс-службе Объединенной судостроительной компании (ОСК), материнской организации «Адмиралтейских верфей».
Конкурентные преимущества
Наиболее вероятными заказчиками подлодок, по мнению, А. Фролова, являются Китай и Индия. «Китай претендовал на два корабля, а также среди потенциальных покупателей фигурировала Индия. Кроме того, Китай планировал с нашей помощью построить еще две таких подлодки на своей территории», — сказал эксперт в беседе с РБК Петербург.
К. Рягузова также полагает, что одним из потенциальных заказчиков неатомных подводных лодок с воздухонезависависимой энергетической установкой (ВНЭУ) проекта «Амур-1650» является Индия. «Именно в связи с тем, что эта страна планирует объявить тендер на поставку шести подлодок, оснащенных ВНЭУ, российская сторона выразила свою готовность к их экспорту», — объяснила К. Рягузова.
По ее словам, конкурентами России в этом случае становятся Германия с подводной лодкой типа 214 с ВНЭУ, Франция с подлодкой типа Scorpene и Испания с подводной лодкой S-80.
А. Фролов считает, что «Амур-1650» имеет преимущество перед конкурентами. «Головная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» сейчас находится в опытной эксплуатации. Судно показывает хорошие результаты, поэтому у «Амуров» перспективы есть», — сказал А. Фролов.
Справка
По информации на сайте ЦКБ МТ «Рубин», отличительная особенность подлодки «Амур 1650» (экспортная версия проекта 677 «Лада») — «возможность залповой ракетной стрельбы по морским и наземным целям (до 6 ракет в залпе), наличие современного радиоэлектронного вооружения и гидроакустического комплекса с шумопеленгаторной антенной, способной обнаружить на большом расстоянии особо малошумные цели».