Смольный предрекает "лавинообразный" спрос на авто
Объем производства автомобилей в Петербурге по итогам 2014г. может составить 390 тыс. единиц и выйти таким образом на уровень 2013г. Такое заявление сделал в беседе с журналистами глава комитета по промышленной политике и инновация Смольного Максим Мейксин. Однако, это произойдет, по его мнению, в случае «развития оптимистичного сценария событий». В противном случае - будет незначительное снижение.
Уровень производства автомобилей в 2015г. будет во многом зависеть от событий ближайших месяцев, говорит М.Мейксин. «Пока мы видим прогнозы по снижению на уровне 12% в следующем году», - отметил чиновник.
В ходе своего выступления на встрече «Клуба "Автоинвест"» Мейксин напомнил, что по итогам восьми месяцев автопроизводство в городе снизилось всего на 4%.
Говоря о снижении продаж, М.Мейксин отметил, что здесь наблюдается «абсолютно классический вариант кризиса». «Мы получаем отложенный спрос, который через какое-то время будет таким же лавиноообразным образом компенсирован, как в 2008г. Тогда, условно говоря, полтора-два года мы падали, а потом ровно столько же росли, полностью восстановив объемы. Тут мы сталкиваемся, по большому счету, с психологическим моментом, когда обыватель слышит из масс-медиа, что у нас кризис, а на себе его не чувствует. Он понимает, что надо подождать с покупкой. Это отражается на автомобилях, на бытовой технике и товарах длительного пользования, которые если бы не вышли из строя, можно было бы купить в другое время», - говорит он.
«Тяжело ждать кризиса, но когда он наступил, приходит понимание, что где-то есть выход, а на выходе будет лавинообразный спрос, восстановление отложенного спроса, и к нему надо тоже быть готовым. Эти мощности должны быть, тогда спрос будет обеспечен», - отметил он. Особые экономические зоны, налоговые и таможенные льготы для автопроизводителей на территории города - это один из механизмов достижения этой цели, полагает Мейксин.
При этом чиновник признает, что этот кризис имеет и отличия от предыдущих. «Этот кризис не похож на те два, которые были до этого. Мы получили впервые системный экономический кризис, первые признаки которого появились еще в прошлом году и добавились санкционные вещи, проблемы с Украиной», - уточнил Мейксин. Чиновник сказал, что и 2015, и 2016 годы, скорее всего, будут для города очень сложными.
Напомним, в настоящее время законопроект, позволяющий автозаводам получать льготы резидентов ОЭЗ, находится на рассмотрении Госдумы РФ. Получение предприятиями статуса резидента даст им возможность пользоваться налоговыми и таможенными льготами, а также выкупать участки под своими предприятиями в собственность по ставке 25% от кадастровой.
Справка
За первые восемь месяцев 2014 года на петербургских автомобильных заводах Toyota, General Motors (GM), Nissan и Hyundai было произведено 242,6 тыс. новых легковых автомобилей, что на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит аналитическое агентство «Auto-Dealer-СПб». В августе 2014г. городские автозаводы выпустили 25,9 тыс. машин, что на 8% меньше, чем в августе 2013г. Последний раз по итогам одного месяца рост производства был зафиксирован в апреле 2014г.
Отчасти летний спад был связан с ожидаемым падением продаж, отчасти - с каникулами производителей. Так, в августе на автозаводах завершились традиционные летние каникулы – завод Toyota отдыхал две недели, один день стоял Hyundai, который вышел из отпуска в начале месяца, а GM вообще работал меньше недели.
Более того, из-за «кризиса» на GM осенью падение производства автомобилей в Петербурге усилится, прогнозирует генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, и по итогам года может составить порядка 10%.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге в августе 2014г. сократились на 24% к августу прошлого года и составили 12,8 тыс. штук. Это рекорд падения в текущем году. С начала года в Петербурге было продано 121,4 тыс. машин, что на 7% меньше, чем в январе-августе 2013г.
Ольга Зарубина