Ученые СПбГУ завершили раскопки могильника недалеко от Петербурга
Ученые СПбГУ завершили спасательные раскопки могильника у деревни Большое Стремление близ Соснового Бора. Это самый крупный из полностью исследованных ижорских могильников конца эпохи Средневековья и начала Нового времени, сообщили в пресс-службе университета. Работа археологов позволила не только сохранить памятник, но и существенно расширить знания о качестве жизни и международных связях средневековых жителей Ижорских земель.
Могильник был обнаружен в 1980-х годах. Впоследствии вблизи кладбища начали разрабатывать песчаный карьер, и к 2015 году часть могильника была разрушена, поэтому сотрудники лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия СПбГУ в 2019 году начали спасательные работы. Тогда ученые исследовали более 1 тыс. кв. м территории. В этом году в ходе работ изучено около 350 погребений XIII—XV веков, обнаружены детали костюма, нательные православные крестики, фрагменты керамики, ножи, женские украшения, шведские и русские монеты. Дата чеканки самой молодой из шведских монет — 1671 год. Скорее всего, тогда же кладбище перестали использовать, полагают ученые.
Старший научный сотрудник лаборатории археологии Владислав Соболев поделился первыми выводами, касающимися традиции погребения: «Археологические исследования показывают, что на протяжении XI—XVII веков, а возможно, и части XVIII века было принято снимать крестик или нательную иконку с умершего перед погребением. На протяжении этого времени процент находок предметов личного благочестия очень низок — две-три находки на 50 могил. Смена традиции приходится, вероятно, на XVII или XVIII век. Представляется, что в вопросе деталей похорон многое зависело от локальных традиций и представлений местного батюшки».
Еще один интересный вывод, который сделали ученые, касается уровня благосостояния жителей данной территории их связей с другими европейскими цивилизациями. «Распространено мнение, что крестьяне XVII века — это бедные люди, занятые исключительно ежедневным добыванием пропитания. Однако найденные в могилах серебряные застежки или, например, обычные перочинные ножи, но не местной, а европейской работы являются индикаторами большего благосостояния, чем считалось ранее. Импортные ножи очень похожи на современные столовые. Пока мы не можем точно сказать, из какого дерева изготовлены накладки на их щечки, но это не те породы, которые растут здесь повсюду, — это другое дерево. Покупка такой простой вещи, как нож, у приезжего торговца, как мне кажется, довольно показательна: очень бедный человек вряд ли будет покупать себе дорогой импортный нож, если можно приобрести дешевый у местного кузнеца», — считает Владислав Соболев.