Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Лавров обсудил с главой МИД Турции эскалацию в Нагорном Карабахе Политика, 20:30 Автомобиль с характером: Mercedes-Benz GLE купе РБК и Mercedes-Benz, 20:13 В Москве на территории приюта для животных нашли мертвым его директора Общество, 20:02 УЕФА разрешил болельщикам вернуться на трибуны Спорт, 20:01 Стартовало производство первого электрокара Volvo Авто, 19:51 Осенний шопинг: что и как покупать на рынке акций в этом сезоне РБК и СберПервый, 19:44 Минздрав обновил методические рекомендации по лечению коронавируса Общество, 19:40 Что смотреть на ММКФ: 12 главных фильмов Стиль, 19:29 Обострение конфликта в Нагорном Карабахе. Карта на 1 октября Политика, 19:25 Соперниками российских клубов в Лиге чемпионов стали «Бавария» и «Челси» Спорт, 19:18 Правительство продлило мораторий на банкротства до 7 января 2021 года Экономика, 19:15 В Москве ужесточили удаленку, нефть ниже $40. Главные новости РБК Общество, 19:15 «Арсенал» арендовал двух футболистов «Спартака» Спорт, 19:12 Чек-лист для бизнеса: какие возможности оптимизации вы упускаете РБК и Райффайзенбанк, 18:59
С.-Петербург ,  
0 

Кризис в Петербурге: пока одни отрасли падают, другие набирают высоту

В российской экономике произошло расслоение: она разделилась на отрасли, испытавшие серьезные трудности, и отрасли, чье положение кризис улучшил

Динамика развития компаний в начале 2015 года варьируется от падения продаж на 50% за месяц до удвоения оборота в тот же период. Такие вести с делового фронта принесли друг другу участники заседания дискуссионного клуба Winner, организованного РБК.

По 5 машин в одни руки

Потребительский спрос на целом ряде рынков ведет себя аномально: его лихорадит, - отметили участники дискуссии. «Такого не было ни разу за 20 лет, и видимо, никогда больше не будет», - сказал о продажах автомобилей в декабре 2014 года председатель совета директоров ГК «Вагнер» Александр Иванов. «Мы продали все, что было, включая автомобили, которые не могли продать так долго, что уже и не надеялись. Покупатель даже не спрашивал, сколько стоит машина, которую он берет», - продолжил он. «Ходят легенды о людях, которые покупали по пять штук BMW Х6», - дополнили его собеседники.

Фото: В.Новиков и А.Иванов/РБК

Ажиотаж на автомобильном рынке сменился провалом. «У нас спрос в январе упал на 50%», - констатировал Александр Иванов. При этом подорожание не было критическим: производители подняли рублевые цены на 10 – 18%, в зависимости от марки и модели, то есть, если считать в евро, машины подешевели. Покупателя отпугивает не цена, а общая неопределенность, - считает Александр Иванов: «Когда человек не знает, что будет завтра, он не настроен ни начинать новый бизнес, ни покупать новую машину». Характерно, что в день прекращения огня на Донбассе (12 февраля) в салонах ГК «Вагнер» купили сразу несколько Audi. «На поведение нашего потребителя способны повлиять политики, а мы сейчас рычагами влияния не обладаем», - заключил Александр Иванов. Стратегия производителей автомобилей в этой ситуации сводится к сокращению модельного ряда, представленного на российском рынке, стратегия дилеров – к максимальному сокращению издержек, в том числе затрат на персонал.

И хорошо, что кризис

«Кризис повлиял очень хорошо», - в противовес общепринятому мнению высказался основатель фармацевтической компании BIOCAD Дмитрий Морозов. «Зарубежные компании сейчас лишились 50% выручки в валюте, - объяснил он свой оптимизм. -  То есть они хорошо жили на российском рынке, строили амбициозные планы, а теперь все нарушилось. Им приходится снижать затраты». Иностранные фармацевтические концерны не сокращают присутствие на российском рынке, но снижают активность, - пояснил Дмитрий Морозов. Становится меньше рекламы, маркетинговых акций. Это хороший шанс для российских компаний, чтобы расширить свои доли рынка, и отечественные производители шансом пользуются. Импортозамещение, по словам Морозова, идет полным ходом. В прошлом году объем продаж BIOCAD увеличился в разы, в этом году «мы рассчитываем продолжить интенсивный рост, хотя после таких рекордов расти уже сложнее», - отметил бизнесмен. 

Фото: Д.Морозов/РБК

Ультраоптимистичное, по собственному выражению участников, крыло разговора включило также всех пришедших на дискуссию представителей пищевой индустрии. «Замещение в нашей отрасли процветает», - отметил генеральный директор фабрики «Ацтек», производящей изделия из марципана, Андрей Зубков. В январе 2015 года объем продаж в компании увеличился на 40% к уровню января 2014 г., а по итогам февраля «Ацтек» планирует рост на 60% (к прошлому февралю). По словам Андрея Зубкова, одним из главных факторов роста стал живой интерес к российскому производителю со стороны розничных сетей. На этом основан план петербургской фабрики осуществить широкую экспансию в российские регионы.

Фото: А.Зубков/РБК

Антисанкции уже не нужны

Расширяется ГК «Семейный капитал» – производитель сельскохозяйственной продукции и владелец продуктовых магазинов. «В январе спрос вырос настолько, что в какой-то момент нам стало не хватать упаковки – поставщики не успевали ее печатать», - рассказал генеральный директор компании Иван Кузнецов. Продажи в магазинах сети в январе выросли на 40% (в сравнении с декабрем). В течение года в Петербурге планируется открыть более сотни новых «Семейных капиталов».

Фото: И.Кузнецов/РБК

Тем временем, производитель овсяного печенья «Любимый край» готовится к открытию новой фабрики. Это давний проект, спланированный еще в 2009 году, после предыдущего кризиса, и сейчас его актуальность еще возросла, - рассказал генеральный директор компании Дмитрий Байков.

Фото: Д.Байков/РБК

«Бешеный рост!» - охарактеризовал ситуацию с приемом российских туристов генеральный управляющий и совладелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. По его словам, отель занимается классическим импортозамещением, потому что многие россияне, раньше покупавшие поездки за границу, теперь переключились на поездки внутри страны. « У «Гельвеции» был первый за 10 лет рекордный январь, когда спрос превышал предложение – в основном, за счет россиян, приезжающих в Петербург на каникулы. Другие отели тоже показали рост выручки на 25-35% к январю прошлого года, что является абсолютным рекордом», - сообщил Юнис Теймурханлы.

Он в скобках отметил, что антисанкции уже потеряли смысл – в том смысле, что высокий курс доллара и евро вызвал сокращение импорта практически на всех рынках, поэтому импортозамещение идет широким фронтом и затрагивает те отрасли, где никакие запреты не вводились.

Не будем пугать людей

Рынок недвижимости, как и рынок автомобилей, пережил экстраординарный конец года, - отметил первый заместитель гендиректора девелоперской ГК «Пионер» Константин Ковалев. Поведение потребителей шокировало топ-менеджеров строительных компаний. «Один человек купил у нас сразу 6 двухкомнатных квартир. В другом случае люди, долго не разговаривая, приобрели коммерческое помещение за 200 миллионов рублей», - поделился опытом представитель «Пионера». Собственно, весь 2014 год был ажиотажным – по словам Ковалева, «люди начали принимать ускоренные решение по приобретению недвижимости, еще начиная с присоединения Крыма».

Фото: К.Ковалев/РБК

Хотя прогнозы постновогоднего развития событий на рынке недвижимости были самыми мрачными, пока такого провала спроса, как на авторынке, не произошло, - говорит Константин Ковалев. «В январе мы перевыполнили план продаж на 10%, в феврале выполнять план уже сложнее, но глубокого минуса нет, - продолжает он. – Люди продолжают покупать недвижимость и с инвестиционными целями, и для жизни».

Опасения девелоперов связаны в основном с эмоциональными факторами: население напугано гораздо больше, чем для этого имеются основания, что может вызвать сильное сжатие спроса, - считает Константин Ковалев. «Депрессия в настроении потребителей страшнее ухудшения экономических условий. У людей – блокадное сознание: только стало немного хуже жить, закупают консервы и дизельное топливо», - заметил девелопер.

Если потребитель обеднеет

Хорошее настроение «оптимистичного крыла» дискуссии отчасти связано с тем, что пока потребители сокращают объемы своих покупок заранее – их доходы еще не успели существенно упасть. Поскольку сокращение реальных доходов, даже по официальным прогнозам, неизбежно, то ситуация на потребительских рынках в середине и конце года может заметно ухудшиться.

По словам участников дискуссии, бизнес думает о таких сценариях и готовит антикризисные предложения потребителю. «До недавнего времени наша основная продуктовая линейка была представлена в среднем и высоком сегменте. Но средний ценовой сегмент – наиболее уязвим во время кризиса, - говорит Андрей Зубков. – Поэтому в данный момент мы разрабатываем премиальные и одновременно - очень бюджетные продукты. В частности, мы придумали и готовимся вывести на рынок изделие «арципан» - марципан не из миндаля, а из арахиса. Этот продукт будет в 1,5 раза дешевле».

«У нас почти такая же стратегия», - продолжил тему Дмитрий Байков. «Любимый край» планирует выпускать небольшие упаковки печенья для тех, кому важна цена одной покупки, и, наоборот, увеличенные порции в очень простой упаковке – «для потребителя, который пересчитывает цену на вес», - пояснил Байков. Он считает, что объем продаж упрощенного продукта вырастет, а стандартного – будет сохраняться примерно на одном уровне. Люди от сладкого не откажутся, - уверены кондитеры.

Беседа в ресторане «Cafe Claret» отеля «Гельвеция» стала продолжением цикла встреч прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Петербург в форме клуба Winner. Партнером встречи выступила Группа компаний «Пионер».