Пулково отрезают от крупных городов Европы
В результате авиакомпании Icelandair, Swiss и Air One в весенне-летнюю навигацию 2015 года решили прекратить прямые перелеты из петербургского аэропорта Пулково в Рейкьявик, Женеву, Палермо, Катанию и Пизу. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляет аэропортом).
Флагманский авиаперевозчик Исландии, компания Icelandair, начиная с летнего сезона 2013 года выполняла прямые рейсы между Петербургом и Рейкьявиком дважды в неделю (рейс был предназначен для стыковки пассажиров, желающих добраться через столицу Исландии в Нью-Йорк и Бостон (США)). Отмененный рейс из Петербурга в Женеву трижды в неделю выполняла авиакомпания Swiss (входит в Lufthansa Group). При этом ежедневный рейс этой авиакомпании в Цюрих в летнем расписании 2015 года сохраняется. Еще три рейса из Петербурга - в Палермо, Катанию и Пизу - отменены из-за того, что итальянская бюджетная авиакомпания Air One прекратила свое существование.
Руководство ООО «Воздушные ворота Северной столицы» надеется на возобновление рейсов в Рейкьявик и Женеву в следующем сезоне, правда, при условии изменения экономической ситуации и роста интереса пассажиров.
Кроме того, ситуацию с пассажиропотоком могут немного улучшить новые международные направления: весной Brussels Airlines восстановит маршрутную сеть Брюссель - Петербург., испанский лоукостер Vueling запустит прямые авиарейсы из Петербурга в Малагу, с середины июня «Трансаэро» запустит рейс в Шанхай, украинская авиакомпания «Международные авиалинии Украины» в новом сезоне проложит маршрутную сеть между Петербургом и Одессой.
Из-за снижения интереса к поездкам в Россию со стороны европейских стран международный пассажиропоток аэропорта Пулково резко упал: на январь - февраль текущего года этот показатель снизился на 15,26% (611,5 тыс. человек) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом показатели авиахаба вытягивают внутрироссийские перевозки. За первые два месяца 2015 года рост здесь составил 16,15% (939 тыс. человек), пишет «Коммерсантъ».
Ранее аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко говорил РБК Петербург, что негативный эффект по международным авиаперевозкам объясняется в большей степени инфляционным и девальвационным шоком, из-за которого многие туристы решили изменить место отдыха или вовсе его отменить, пока ситуация с курсом рубля не станет более прогнозируемой. «С другой стороны, в 2015 году негативное влияние на динамику международных перевозок продолжит оказывать снижение реальных располагаемых доходов населения. Рост данного показателя мы ожидаем не раньше 2016 года», добавил он.
«По итогам 2013 года суммарная выручка аэропорта Пулково составила 8,9 млрд рублей. Примерно 60% от этой суммы пришлось именно на международные перевозки, - отмечает аналитик «ФИНАМ», так что данное направление бизнеса можно назвать ключевым для Пулково. «В течение последних пяти лет эта доля [международных перевозок] сокращалась на фоне активного роста внутренних перевозок, в частности, внутреннего туризма, - поясняет аналитик «ФИНАМ». - Полагаем, что в 2015 году мы увидим снижение чистой прибыли аэропорта».
Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, в свою очередь, говорил РБК Петербург, что снижение темпов роста - это очень опасный симптом. «Любое предприятие живет за счет кредитов, для аэропортов они измеряются сотнями миллионов. На эти средства они строит пассажирские и грузовые терминалы, ремонтирует взлетно-посадочные полосы и так далее. Эти инвестиции были рассчитаны на определенные темпы роста, а роста мы можем и не увидеть», - отмечал он.
Отвечая на вопрос РБК о влиянии снижении объема международных перевозок на финансовую устойчивость компании, в пресс-службе «Воздушные ворота Северной столицы» (управляет операционной деятельностью аэропорта Пулково) отметили, что «изначально в финансовую модель предприятия были заложены более пессимистичные показатели роста пассажиропотока, чем те, которые мы наблюдаем сегодня. Такая ситуация позволяет нам иметь запас прочности при реализации проекта реконструкции и развития аэропорта Пулково».
Роман Кизыма, Ольга Зарубина