Лента новостей
Остаться на плаву: как съездить в отпуск и не разориться 19:24, РБК и Мир США ввели санкции против 17 саудитов из-за убийства журналиста Хашкаджи 19:23, Политика Захарова обвинила США в применении белого фосфора в Сирии 19:23, Политика Сквер у посольства России в Киеве назвали именем Бориса Немцова 19:02, Политика Художник пообещал закрасить купленную за $730 тыс. картину Бэнкси 18:54, Общество Эксперты сообщили о масштабной атаке хакеров на российские банки 18:50, Финансы Ужин за 15 минут: персональный рецепт итальянской кухни 18:45, РБК и Barilla «РусГидро» провела первое за 4 года российское размещение «димсам-бондов» 18:39, Финансы Народный банк Китая назвал блокчейн «утопией и фантазией» 18:36, Крипто Из кабинета председателя общества «Спартак» похитили сумку с деньгами 18:34, Общество Определены номинанты Премии РБК 2018 18:30, Бизнес Игра: спасите свой бизнес от санкций и недобросовестных контрагентов 18:26, РБК и Thomson Reuters В офисе строителя частной трамвайной линии в Петербурге прошли обыски 18:20, Общество Мексиканский бизнесмен потребовал с Coca-Cola $345 млн за состав напитка 18:16, Бизнес Энергетический гигант «РусГидро» впервые выпустил облигации в юанях 18:13, Quote ₽7,3 млн было собрано на благотворительном баттле фонда «Друзья» 18:12, Стиль Зиявудин Магомедов оказался фигурантом уголовного дела во Франции 18:12, Политика Захарова пообещала вызвать посла Нигерии в МИД из-за журналистов RT 18:08, Политика СМИ анонсировали снятие «Анжи» с чемпионата России по футболу 18:04, Спорт 6 правил путешествия с друзьями 17:58, РБК и Билайн Почему биткоину потребуются месяцы для восстановления 17:57, Крипто Украинские пограничники назвали число задержанных за заход в Крым судов 17:52, Политика Эр-Рияд пообещал подать в суд на СМИ Катара и Турции из-за Хашкаджи 17:46, Политика Защита попросила выпустить Павла Мамаева под залог 17:29, Общество В Москве мужчина выжил после падения под поезд в метро 17:27, Общество Ледяные трюки: 5 самых впечатляющих зимних погонь в кино 17:24, РБК и Toyo Мединский пообещал разобраться в ситуации вокруг киноцентра «Соловей» 17:20, Общество В Москве госпитализировали поэта Жданова после конфликта с коллегой 17:14, Общество
Цены на автомобили в Петербурге: не взлетят, так поплавают
Санкт-Петербург и область, 01 апр 2014, 12:59
0
Цены на автомобили в Петербурге: не взлетят, так поплавают
Если бы продавцы автомобилей непрерывно отслеживали курс рубля, то сегодня на рубль можно было бы купить на 15% автомобиля меньше, чем в конце прошлого года. Пока все не так плохо, но потенциальных покупателей очень интересует, когда будет хуже и насколько.
Фото: РБК

Если бы продавцы автомобилей непрерывно отслеживали курс рубля, то сегодня на рубль можно было бы купить на 15% автомобиля меньше, чем в конце прошлого года. Пока все не так плохо, но потенциальных покупателей очень интересует, когда будет хуже и насколько.

Европа напряглась

Падение курса рубля никого не оставило равнодушным. Даже на завершившемся (16 марта) Женевском автосалоне, обсуждая сложившуюся на рынке ситуацию, менеджеры автомобильных компаний высказали свои опасения по поводу спада продаж в России из-за падения рубля. Небольшой рост европейских продаж, наметившийся в последнее время, теперь находится под угрозой, так как Россия – второй по величине авторынок в Европе. Политическая напряженность вокруг ситуации на Украине тоже не добавляет оптимизма и ослабляет спрос на автомобили в России.

Руководители автомобильных компаний отмечают, что снижение курса на один рубль приводит к дополнительным расходам в 40-60 млн долл. и ставит бизнес на грань рентабельности. При снижении курса на 15-20% из трех возможных вариантов поведения – снижение издержек, фиксация убытков и повышение цен - последнего не избежать.

Большинство участников рынка считают, что повышение цен произойдет обязательно и будет значительным. "Даже 15%-е повышение не поможет нам компенсировать издержки, понесенные в начале года. Правильнее говорить о цифре, близкой к 20%", - заявляют представители автопроизводителей.

На рынке продуктов питания, где процессы протекают более динамично, цены на зарубежные овощи, фрукты, рыбу и алкоголь, по данным агентства ПРАЙМ, уже выросли с начала года от 12% до 24%. Закупочные цены повышаются не только на импортные товары, но также и на продукцию российских производителей, работающих на импортном сырье. "На данный момент можно говорить о том, что дорожает вся импортная продукция примерно на 15%. Именно на столько изменился курс рубля по отношению к евро", - отметил руководитель управления по связям со СМИ и PR Х5 Retail Group Владимир Русанов.

На российском авторынке ценовые маневры начались еще в феврале, когда некоторые компании объявили о росте цен на 1,5-2%. В первой декаде марта 2014 года эксперты агентства "АВТОСТАТ" зафиксировали изменения цен на новые автомобили уже у 19 компаний. Кто-то, как Renault, поднял цены на весь модельный ряд (от 0,2% до 2,5%), кто-то повысил цены на отдельные модели и комплектации. Самое заметное повышение цен (от 3,5% до 10,2%) эксперты зафиксировали у японской компании Suzuki.

Стресс-тест для рынка

Генеральный директор аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин считает, что в ближайшее время цены на рынке взлетят в связи с тем, что импортеры закупают автомобили, расплачиваясь резко подорожавшей иностранной валютой.

Автомобили российской сборки тоже подорожают, так как пока все компоненты первого уровня (например, двигатели и коробки передач) тоже импортируются. По прогнозам эксперта, ситуация в ближайшее время будет аналогична той, которая наблюдалась в 2008 – 2009 кризисных годах: люди будут покупать автомобили, чтобы успеть до подорожания, и лишь затем наступит спад спроса.

Независимый эксперт авторынка Сергей Петросян считает вполне вероятным так называемое "паническое падение спроса": "Потребитель чувствителен к колебаниям цен и падению дохода более чем на 10%. При падении его доходов на 10% он сокращает расходы на 50%, т.е. деньги, в принципе, есть, но их не тратят. Если этот эффект продлится более 2 месяцев, то основной задачей автобрендов будет выживание на российском рынке их самих и сохранение "костяка" дилерской сети. Сроки консигнации жесткие и "штрафные", изменение курса сначала ударит по производителям, через месяц - по дилеру. Запас прочности у дилера весьма невелик – полтора - два месяца". При этом Петросян сам признается, что у него есть привычка завышать риски: "Так безопаснее".

Руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК "Лаура" Сергей Новосельский ничего катастрофического для дилерского бизнеса не ждет: "Рубль начал падать еще в феврале, в связи с этим идет подорожание автомобилей. В среднем наблюдается рост цен от 3 до 10%". По его словам, в основном цены растут на массовые бренды, премиальные дорожают медленнее. В целом же из-за повышения цен дилеры пытаются распродать закупленные ранее машины, население отвечает взаимным интересом: из-за нестабильности рубля люди вкладывают деньги, в том числе, и в средства передвижения. "Спрос сейчас на прогнозируемом уровне. Падение продаж, как и ожидалось, останется в пределах 10%, если рубль будет падать и дальше, но не превысит порога 55 рублей за евро", – добавил эксперт.

Ожидается, что апрельское повышение цен будет более массовым – в частности, Subaru до конца марта поднимет цены на 2-3%, еще раз перепишет ценники "Форд-Соллерс". "Если курс будет расти, то цены продолжат рост. Не все производители и не сразу будут повышать, но это будет происходить постепенно и с иностранными, и с отечественными производителями", - отмечает исполнительный директор агентства "АВТОСТАТ" Сергей Удалов. Так что вероятность лавинообразного роста цен невелика - в этой непредсказуемой ситуации большинство игроков заняли выжидательную позицию.

Оптимистам будет трудно

"Мы находимся в режиме ожидания, ни у кого нет прогнозов относительно дальнейшего развития событий. Не скрою, внутри компании мы обсуждаем возможное повышение цен, но решения пока нет", - заявляет президент "Киа Моторс Рус" Ким Сон Хван. Тем не менее, компания в 2014 году планирует реализовать более 200 тысяч автомобилей против 198 тыс. машин в прошлом году. "В начале этого года мы сделали серьезную заявку на лидерство среди иностранных автопроизводителей – было реализовано 11199 автомобилей марки KIA, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И это происходит в условиях, когда рынок продолжает оставаться нестабильным и трудно предсказуемым, и мы будем прикладывать все усилия, чтобы реализовать в 2014 году более 200 тысяч автомобилей", – обещает Ким Сонг Хван.

"Мы внимательно следим за изменениями на рынке и за тем, как поведут себя конкуренты. Если кто-то первым пойдет на такой шаг (повышение цен), то мы будем вынуждены его повторить. Сейчас пока все воздерживаются от изменения цен, но, думаю, при существующих курсах валют, избежать повышения не получится", - признает президент Mitsubishi Motors Rus Наоя Такаи. "Никто не собирается резко повышать цены – даже 10% разовое повышение цен будет самоубийством… хотя, возможно, анонсирование такого шага приведет к кратковременному росту продаж", - грустно шутят в Ford.

"Очевидно, что повышение будет происходить в несколько этапов. Есть рыночные исследования, например PWC, которые показывают, что рост будет в районе 15%, но он будет происходить в несколько этапов, - считает генеральный директор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. - Мы будем отслеживать рынок, чтобы смотреть, как ведут себя конкуренты, и думать, какими шагами нам повышать цены".

Многие специалисты не готовы давать оценки и прогнозы, так как все может измениться уже завтра. С этим трудно не согласиться, однако будущее всегда вырастает из настоящего, которое позволило директору "Университета продаж" Виталию Новикову сделать самый оптимистичный прогноз: "Думаю, что цены будут повышаться не чаще раза в квартал, но это будет зависеть от резкости и диапазона колебаний курса валют. Те, у кого есть запас по марже, безусловно, постараются держать цены. У кого маржа маленькая, а доля импорта превалирует - будут вынуждены менять цены чаще. В выигрыше будут те, у кого доля локализации максимальная. И, конечно, ВАЗ. Он может вообще минимально корректировать цены".

Николай Демидов

Магазин исследований: аналитика по теме "Автомобили"