Турецкое золото не выдержало конкуренции
Начиная с 2005г., мировые цены на золото поднялись больше чем на 300 долл. за унцию, но жесткая конкуренция не позволяет ювелирам повышать цены на золотые изделия с такой же скоростью. “Цены на драгоценные металлы очень высоки, но объемы получаемой прибыли снизились. Именно по этой причине мы ищем другие сферы деятельности", - добавляет А.Камер. Сейчас Atasay начинает совместное с Emaar Properties предприятие, проект Tuscan Valley. Этот проект предполагает строительство элитного жилья в Стамбуле с первоначальными затратами около 700 млн. долл. В последующие несколько лет предполагается увеличить инвестиции в проект до 5-10 млрд долл.
Помимо этого проекта, Emaar и Atasay также планируют сосредоточиться на строительстве торговых центров и на отельном бизнесе. Исполнительный директор Goldas Седат Ялинкай отметил, что Турция планирует создавать те предприятия, которые будут приносить реальный доход и которые будут в дальнейшем пользоваться популярностью.
Также он добавил, что Goldas совместно с Yalinkaya Energy планируют инвестировать капитал в энергетический сектор. Однако, ни одна из этих компаний не планирует полностью отказываться от ювелирного бизнеса, как это сделали некоторые мелкие турецкие ювелиры.
По мнению главы Sezgin Mucevherat Хакана Седжина, объем доходов в ювелирном секторе довольно ограничен, в то время, как в таких областях, как энергетика, ограничений нет. По его словам, компания хотела бы разнообразить свою сферу деятельности - так, ближайшие годы руководство планируют начать инвестировать в сектор розничной торговли.
Еще один производитель ювелирных изделий, Altinbas, вложил капитал в финансовую систему и в энергетический сектор, и недавно купил турецкий футбольный клуб. Один из представителей компании сказал следующее: “Эти компании накопили определенный капитал за предыдущие годы. Сейчас они хотят вкладывать деньги во что-то более доходное, а не просто бороться за выживание".
Одним из свидетельств того испытания, через которое придется пройти турецкому ювелирному сектору, были пустые залы прошедшей на этой неделе Международной ювелирной ярмарки в Стамбуле. Турция обычно устраивала такие ярмарки дважды в году – в марте и в августе, но в этом году участники ставят под сомнение необходимость летнего проведения выставки. Однако, по мнению Хакана Седжина, проблема лишь в том, что для мероприятия было неправильно выбрано время: “В августе все иностранцы в отпусках. И, если люди приходят и видят пустые залы, они подумают, прежде, чем возвращаться сюда в марте".
Больше половины участников приезжают из ОАЭ и Ирана, хотя в предыдущие годы большую часть составляли итальянцы и американцы. Оптовый торговец из США сказал, что турецкие ювелиры значительно разнообразили свой рынок. “Они не так агрессивны, как раньше на американском рынке. Объемы значительно снизились, так как теперь Турция много работает с Дубаем и с Россией", - добавил он.