Д.Черняков поставил в Большом камерного "Евгения Онегина"
За предыдущую работу в Большом театре - оперу "Похождения повесы" Стравинского - Черняков получил национальную театральную премию "Золотая маска". В сезоне 2005/06 дебютировали его постановки в МХТ им. А.П.Чехова ("Синяя птица" М.Метерлинка) и Берлинской государственной опере ("Борис Годунов" М.Мусоргского, дирижер - Даниэль Баренбойм). Первоначально "Евгений Онегин" был включен в премьерный план 2005-2006гг., однако постановку пришлось передвинуть на нынешний сезон. Причина - реконструкция основной сцены театра и, как следствие, организационно-финансовые трудности: необходимость закрывать сцену на длительный период перед премьерой, нехватка репетиционных помещений и прочее.
На пресс-конференции, предваряющей премьеру, музыкальный руководитель театра Александр Ведерников, который выступает дирижером-постановщиком "Евгения Онегина", посетовал на многочисленные трудности, подстерегающие любую постановочную бригаду, работающую над оперой, поскольку опера хрестоматийна, и "все склонны думать, что изначально знают, что нужно делать". "Поэтому мы старались провести санитарные мероприятия", - рассказал дирижер, процитировав Евгения Мравинского: "Партитуру следует всегда осваивать с нулевого цикла".
Отталкиваясь от внимательного и непредвзятого прочтения музыкального текста оперы Черняков и Ведерников решили поставить "Евгения Онегина" в камерном варианте. Кроме того, постановщики стремились приблизиться к изначальному замыслу автора. Чайковский, обычно отдававший свои оперы для постановки в императорские театры Москвы и Петербурга, в случае с "Онегиным" хотел, чтобы премьера прошла на малой сцене и была сделана небольшими силами: "Постановка же ее именно в консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену". Не случайно подзаголовок оперы - "Лирические сцены". Такой взгляд композитора, стремившегося к "общей поэтичности, человечности, простоте сюжета", вполне понятен. "Я никогда не отдам этой оперы в дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории потому, что мне нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностью, - писал Чайковский. - Если опера не будет поставлена в консерватории, то она не будет поставлена нигде. Я готов ждать сколько угодно". И действительно, первое исполнение прошло в Московской консерватории в декабре 1878 года. Были показаны отрывки - 1-4 картины. 17 марта 1879 опера была представлена в Малом театре как ученический спектакль Московской консерватории. Хор состоял из 28 учениц и 20 учеников, оркестр - из 32 человек, в том числе четырех профессоров консерватории и двух музыкантов из оркестра Большого театра.
Однако впоследствии опера показывалась в основном на большой сцене. В Большом театре премьера оперы состоялась уже в 1881 году. Спектакль стал идти с другим финалом, соответствующим развязке в произведении Пушкина (в консерваторском варианте в заключительной сцене появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь). Для постановки на императорской сцене Чайковский внес в оперу много изменений: появились новый сцены, изменился темп, были расставлены ферматы. Для новой редакции был написал экосез по просьбе тогдашнего руководителя Мариинского театра Эдуарда Направника, который хотел заплатить артистам балета полную ставку за спектакль и поэтому нуждался еще в одном танце. Именно в таком виде опера чаще всего ставилась. Но были и редкие попытки обратиться к опере в ее первоначальном варианте (например, постановка Станиславского).
Вместе с тем, по признанию Чернякова, новая постановка не будет провокационной ("чего все от меня ждут", обмолвился режиссер) и даже не будет вступать в эстетичную игру с предыдущей версией 1944 года. В целом Черняков заявил, что не будет говорить о концепции постановки до премьеры: "Приходите - увидите".
Премьерные показы оперы "Евгений Онегин" пройдут 1, 2, 3 и 4 сентября.