Французы не знают, куда девать вино нового урожая
"Мы в панике, - бьют тревогу ассоциации виноделов. - Такого кризиса мы никогда еще не знали. Мы оказались между молотом и наковальней: с одной стороны, все страдают от перепроизводства вина, с другой - французы все меньше и меньше потребляют бордо, бургундское и прочее эльзасское".
Статистика утверждает, что с каждым годом количество вина, потребляемого французами, неуклонно снижается. Если в 60-е годы француз выпивал около 100 литров вина в год, то сейчас - всего 58 литров. В мировой табели потребления вина на душу населения французов с первого места потеснили итальянцы, и на пятки им наступают испанцы и португальцы. Причины - ужесточение законов относительно вождения автомобиля в нетрезвом состоянии и запрет на рекламу алкогольной продукции в большинстве СМИ. В результате вырисовывается печальная для индустрии виноделов картина: сегодня лишь четверть французов каждый день потребляют вино.
В результате во Франции сначала упали продажи столового вина, а затем и марочных сортов. С экспортом вина тоже не всё гладко. Несмотря на то что Франция продолжает оставаться первым в мире экспортером, она постепенно сдает позиции, не выдерживая наступления новых конкурентов, прежде всего Соединенных Штатов, Австралии, Чили, Южной Африки.
Французские производители, которым всё труднее конкурировать с крупными винодельческими концернами, постепенно сдают рынок США. Со 2-го на 3-е место их уже оттеснила Австралия. Причина этого, в частности, в недавнем бойкоте французских товаров американцами из-за расхождения взглядов правительств этих стран на войну в Ираке.
Российский рынок тоже пока не оправдывает надежд французских виноделов. "Надо действительно быть богатым, безумно любить бордо и не бояться рисковать, чтобы покупать французские вино в России, - констатирует газета "Либерасьон". - Бутылка самого посредственного вина в московских магазинах стоит, как минимум, 5 евро, тогда как бордо, которое часто пахнет пробкой, невозможно найти дешевле чем за 10 евро. Высокие таможенные сборы, достигающие 20%, сложная экспортная процедура и прочие проблемы приводят к тому, что наши вина очень дорогие и весьма посредственного качества".
России же подобный кризис пока не грозит. Несмотря на то что вино не является русским национальным напитком, его производство постоянно растёт. Так, в январе 2004г. производство виноградных вин увеличилось по сравнению с январем 2003г. на 7,3% - до 2,5 млн дал, сообщили в Национальной алкогольной ассоциации (НАА). В первом месяце с.г. 234 предприятия отгрузили 2,5 млн дал вина, что на 12,7% больше, чем в январе 2003г. Вин шампанских и игристых произведено 0,7 млн дал - на 35,6% больше, чем в аналогичном периоде 2003г.