Акции продуктового ретейла недооценены на 30%
Сейчас эти компании ждут непростые времена. Как предполагают аналитики, ретейлеров на российском рынке станет меньше из-за увеличения процентных ставок по кредитам и проблем с ликвидностью. Сети будут вынуждены притормозить свое развитие или расстаться с частью бизнеса.
По мнению заместителя генерального директора компании "Мосмарт" Сергея Слуцкого, пока федеральные сети почувствовали кризис ликвидности не внутри компании, а извне. Начиная с осени прошлого года количество предложений на крупные объекты соинвестирования выросло радикально. Если раньше девелопер предлагал гипермаркет в аренду, то сегодня он предлагает сети проинвестировать строительство торговой площади в 10 тыс. квадратных метров. "Это прямой знак того, что сегодня есть кризис ликвидности", - делает вывод С.Слуцкий в эфире программы "В фокусе" на РБК-ТВ.
Тем не менее, в этом году десятка первых игроков продуктового ретейла вряд ли изменится, говорит генеральный директор ТК "Виктория" Елена Калашникова. Федеральные сети продолжат экспансию в регионы, но с той особенностью, что бизнес интересуют не столько города-миллионники, сколько рынки с более низкой конкуренцией, где игроку самому придется с нуля создавать цивилизованный формат торговли.
Но пока федеральные сети озабочены захватом территории, следуя по пути экстенсивного развития, в их магазинах снижается сервис обслуживания покупателей, соответствие качества товара ожиданиям покупателей. В свою очередь мелкие игроки стараются предоставить то качество услуг, которое недоступно крупным игрокам, зная о предпочтениях своих покупателей вплоть до блока сигарет, отмечает старший аналитик ИФК "Солид" Евгения Талалаева. На этот счет С.Слуцкий говорит, что маленькие магазинчики, даже если они будут на каждом шагу, все равно не удовлетворяют всех потребностей покупателей и не в состоянии поддержать ассортимент свежих продуктов, которые есть в супермаркете. Хотя сегодня на российском рынке места хватит всем.
Правда, с кризисом на мировом финансовом рынке инвесторы проявляют слабый интерес к потребительскому сектору. Как говорит Е.Талалаева, по самым консервативным прогнозам, акции ретейлеров имеют потенциал роста как минимум 30%. При этом нужно учесть, что на этот рынок пока обращают внимание по остаточному принципу. Очевидно, что с появлением позитивного новостного фона, инвестор, выбирая между сырьевым рынком и рынком услуг, останавливается на сырьевом.
Резюмируя, заметим, что по мнению аналитиков, развитие рынка во многом будет зависеть от стагфляции, агрофляции. Пока же вместе с ростом цен на продукты питания рост сетевого продуктового ретейла продолжается.