Эксперты: КНР обгонит Россию в потреблении мяса птицы из США
По оценкам экспертов, в Китае в структуре импорта мяса птицы на долю США приходится по итогам 2006г. не более 11-12%, тогда как в России - почти 30%. "На сегодня даже закупки Китаем столь экзотического для традиционного рациона западного потребления продукта, как куриные лапки и кончики крыльев, уже впечатляют своей динамикой и объемами", - сообщил Д.Самнер. В перспективе птицеводы США ожидают и роста спроса из Китая на куриные окорочка и прочие "обладающие большей пищевой ценностью" части курицы.
При этом, как считает Д.Самнер, если обозначенное изменение картины мировых поставок птицы из США случится, то "российские власти не очень разочаруются в этом факте". Эксперты пока затрудняются дать точную оценку объема поставок американской куриной продукции в Китай, однако оценивают долю США в объеме китайских закупок куриной продукции в 60-70%. "Пока Китай сотрудничает преимущественно с американскими предприятиями, однако один крупный бразильский завод также осуществляет поставки в эту страну", - пояснил Д.Самнер. Между тем эксперты отмечают и наличие на рынке Китая значительного объема контрабандной продукции под американскими марками, которые в случае легализации этого потока позволили бы считать долю США в импорте в эту страну на гораздо более высоком уровне.
Таким образом, основными зонами интересов США по поставкам птицеводческой продукции выступают Россия, Китай, Канада. Основной конкурент США на мировом рынке - Бразилия, которая осуществляет поставки преимущественно в ЕС, на Ближний Восток, в Японию, в Южную Америку, а также становится все более сильным конкурентом США и на российском рынке.
Представители AJC International оценивают долю импорта в объеме потребления мяса птицы в Китае в 10%. "Если ранее китайцы были ориентированы на самые дешевые виды продукции, то теперь переходят на закупки окорочков и голеней. При этом даже такие "деликатесы", как лапы и кончики крыльев, закупаются Китаем в 1,5-2 раза дороже уровня отпускных цен на традиционную продукцию (окорочка), которая поставляется в Россию и другие страны мира", - подчеркнул президент AJC International Эрик Джойнер (Eric J.Joiner). При этом в AJC International (крупнейший в мире дистрибутор мяса птицы) уверены, что кризис на рынке свинины Китая, вызванный падежом части поголовья в 2006г. из-за эпидемий, будет стимулировать рост спроса на импорт куриных окорочков и сопровождаться ростом цен на эту продукцию в 2007-2008гг.
Глава USAPEEC Д.Самнер также подчеркнул, что способствовать росту поставок из США в Китай мяса птицы будет и свободный режим торговли: Китай, в отличие от России, квотирующей импорт мяса птицы, не использует специальных ограничений, оставляя единственным требованием наличие на упаковке информации на китайском языке.
Между тем американские эксперты указывают на четыре ключевые проблемы, которые сейчас влияют на развитие мирового рынка мяса птицы: помимо китайского спроса на этот продукт на динамике и ценах на рынке сказываются проблемы угроз птичьего гриппа, политэкономические решения ряда государств, а также рост производства биоэтанола, отнимающего кормовые ресурсы у птицеводов и провоцирующего рост цен на кукурузу. Однако ряд экспертов говорят и о следствии политэкономических шагов в России (прежде всего - квотный режим импорта в 2003-2009гг.), которое позволяет стимулировать внутреннее производство мяса птицы в РФ и все больше конкурирует с импортным американским.
Вследствие указанных причин, по прогнозу Минсельхоза США, в 2007г. впервые за последние 30 лет производство курятины в стране снизится на 0,4% - до 15,99 млн т против 16,06 млн т в 2006г. Вместе с тем в Национальном совете производителей мяса курицы США (National Chicken Council, NCC) считают, что в 2008г. отрасли удастся уйти от отрицательной динамики и увеличить производство на 2,3% - до 16,36 млн т. С 1970г. по 2000г. среднегодовой рост объема производства в США мяса птицы составлял 5%, однако в последнее время этот показатель снизился до 2,5%. Доля мирового экспорта в объеме производства американских бройлеров составила 14,9% (2,393 млн т) в 2006г., достигнет 15,2% в 2007г. (2,431 млн т) и ожидается на уровне 15,3% в 2008г. (до 2,503 млн т, прогноз NCC). Из этого объема примерно 9% приходится на поставки индейки и около 2-3% - на яйца.
Крупнейший объем производства мяса птицы США сосредоточен в штате Джорджия (15% выпуска в стране), за ним следуют Арканзас и Алабама. На 10 производителей США приходится 90% суммарного выпуска птицеводческой отрасли страны, лидером рынка является компания Pilgrim's Pride (50% производства в данной индустрии в 2006г.), вторую позицию занимает компания Tyson. США лидируют в мировом производстве мяса птицы, занимая до 20% общестранового выпуска.