Перейти к основному контенту
Протесты в Грузии ,  
0 
Эксклюзив

Правительство рассмотрит вопрос о компенсациях авиакомпаниям из-за Грузии

Запрет на полеты может лишить их более чем 6 млрд руб. выручки
Правительство рассмотрит возможность выплаты компенсаций шести российским авиакомпаниям из-за запрета полетов в Грузию. «Один на один» с недополученными доходами перевозчики «точно не останутся», обещал вице-премьер Максим Акимов
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Какую компенсацию могут получить летавшие в Грузию авиакомпании

Вице-премьер Максим Акимов предложил российским авиакомпаниям подготовить и представить в правительство расчеты недополученной прибыли в связи с закрытием полетов в Грузию с 8 июля. Об этом он сказал в ходе совещания 22 июня, посвященного реализации указа Владимира Путина, запрещающего авиасообщение с этой страной, рассказали РБК источники в трех авиакомпаниях, присутствовавших на встрече.

По данным собеседников РБК, вице-премьер сообщил перевозчикам о возможности рассмотрения вопроса о выплате компенсаций, он будет поднят на совещании 26 июня. Позже это подтвердил и сам Акимов. «Я могу сказать, что мы будем уточнять в среду. Я проведу совещание, мы уточним данные прежде всего о людях, которые у нас запланировали выезд и уже имеют билеты на даты по выезду из Грузии после 8 июля, это нас волнует больше всего», — сказал он в беседе с журналистами в Солнечногорске, добавив, что вопрос о компенсациях авиакомпаниям — тонкий. «Что касается финансов — там тонкий вопрос между упущенной выгодой, недополученными доходами и прямыми убытками. Это гораздо более серьезная работа, она потребует времени и расчетов. Один на один компании с этой ситуацией точно не останутся. То есть мы компенсационные меры точно предусмотрим, но будем подходить очень осторожно — речь, конечно, должна идти прежде всего о прямых потерях авиакомпаний», — пояснил чиновник. По его словам, механизм компенсации прорабатывается.

В Грузию летают шесть российских авиакомпаний: «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победа», Red Wings и «Нордавиа». Ранее газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник сообщала, что компании потратят от 2,3 млрд до 3 млрд руб. на возврат средств пассажирам за неиспользованные билеты. «3 млрд руб. — это цифры, прикинутые «на коленке» авиакомпаниями, нужно тщательнее разбираться и подсчитывать», — сказал РБК источник в правительстве.

Разгон митинга оппозиции в Тбилиси. Фоторепортаж
Фотогалерея 

На фоне волнений в Тбилиси президент Владимир Путин 21 июня подписал указ об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности страны и ее граждан, согласно которому с 8 июля российским авиакомпаниям временно запрещается осуществлять воздушные перевозки граждан с территории России на территорию Грузии. Российским туроператорам было рекомендовано временно прекратить продажу туров в эту страну.

22 июня Минтранс России сообщил, что с 8 июля также вводится временный запрет на полеты и грузинских авиакомпаний в Россию. Министерство объяснило этот шаг необходимостью обеспечить безопасность полетов и просроченной задолженностью за аэронавигационную деятельность перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Минтранс заявил, что сумма задолженности — $792,5 тыс. и 592,2 тыс. руб. Из Грузии в Россию летают Georgian Airways и MyWay Airlines. Позднее основатель Georgian Airways Тамаз Гаяшвили данные о задолженности перевозчика опроверг.

Правительство рассмотрит вопрос о компенсациях авиакомпаниям из-за Грузии
Video

Что произошло в Грузии

20 июня в Тбилиси прошла акция протеста. Она была вызвана тем, что депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов в ходе открытия заседания Межпарламентской ассамблеи православия в парламенте Грузии сел в кресло спикера. Оппозиционные грузинские партии «Единое национальное движение» и «Европейская Грузии» посчитали, что депутат из России — страны, которую в Грузии считают оккупировавшей Абхазию и Южную Осетию и с которой у Тбилиси нет дипломатических отношений, не может находиться в грузинском парламенте и тем более сидеть на месте председателя. Протестующие потребовали отставки спикера Ираклия Кобахидзе, а также проведения внеочередных парламентских выборов. Кобахидзе выполнил их требования и ушел в отставку с 21 июня. Сотрудники полиции разогнали митинг, применив резиновые пули и слезоточивый газ, но протесты продолжились.

Как рассказывала РБК директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе, в Грузии сейчас находятся несколько тысяч российских туристов, в основном самостоятельных. Их «раза в 2–2,5 больше, чем клиентов туроператоров», поясняла она. Тем, у кого поездка выходит за рамки 8 июля, авиакомпании будут предлагать вывозные рейсы. По экспертным оценкам, в Грузию до конца года забронировали туры около 10 тыс. человек, и некоторые их уже оплатили, говорила РБК пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

По данным Национальной ассоциации туризма Грузии, с января по март 2019 года страну посетили 1,6 млн туристов (россиян — 254 тыс.), из них на самолетах прилетели 354,6 тыс. человек, или 22%. Как сообщили РБК в пресс-службе портала Biletix.ru, в первом квартале 2019 года средняя стоимость перелета из России в Грузию и обратно составила 11,644 тыс. руб., всего российские авиакомпании продали билетов примерно на 2,95 млрд руб. Если запрет на полеты в Грузии, вступающий в силу с 8 июля, продлится до конца года, перевозчики недополучат 6,3 млрд руб., подсчитали эксперты Biletix.ru.

Как правительство поддерживало туроператоров

В ноябре 2015 года Россия приостановила авиасообщение с Египтом. Причиной стало крушение в небе над Синайским полуостровом самолета А321 с российскими туристами. На борту произошел теракт, погибли 217 пассажиров и семь членов экипажа. После катастрофы российские власти начали эвакуацию россиян: всего с египетских курортов было вывезено около 90 тыс. человек. Основные расходы понесли туроператоры, которые вынуждены были отправлять в Египет за туристами пустые самолеты.

Свои прямые потери от приостановки авиасообщения с Египтом девять крупнейших туроператоров оценили в 1,5 млрд руб. — именно эту сумму они рассчитывали получить от государства. Власти обещали подумать над тем, как поддержать отрасль: премьер Дмитрий Медведев поручал проработать вопрос о компенсации участникам туристического рынка потерь из-за закрытия Египта, обсуждалась и компенсация расходов авиакомпаниям. Но от идеи просто выплачивать компенсации правительство отказалось, предложив привязать выплаты туроператорам к развитию внутреннего туризма.

В апреле 2018 года Россия и Египет возобновили регулярные авиарейсы между Москвой и Каиром, но чартеры на курорты до сих пор остаются под запретом. Обещанные компенсации за Египет туротрасль так и не получила, сказала РБК исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Какие компенсации просили авиакомпании

В августе 2018 года Минтранс предложил выплатить авиакомпаниям разовую компенсацию в размере 22,5 млрд руб. из-за резкого скачка стоимости авиатоплива (на 50 млрд руб.). Но на совещании в Белом доме 12 февраля 2019 года под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака (курирует ТЭК) и Максима Акимова (транспорт) решили отказаться от этой идеи.

20 июня президент Владимир Путин вновь поднял вопрос поддержки авиакомпаний и предложил включить авиакеросин в соглашения о стабилизации цен на нефтепродукты, предполагающие демпфирующую надбавку — компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на бензин и дизтопливо. Крупнейший авиаперевозчик — «Аэрофлот» — при этом уже захеджировал 70% роста цены топлива, закупленного в 2019 году.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Матч клуба Малкома в азиатской ЛЧ перенесли из-за сильных дождей в ОАЭ Спорт, 19:13
Организатор выкупа активов пообещал «не сталкивать лбами» нерезидентов Финансы, 18:56
Сможет ли конгресс США выйти из тупика в споре о помощи Киеву Политика, 18:52
«Норникель» заявил, что санкции приведут к неустойчивым ценам Бизнес, 18:39
Аналитики посчитали стоимость владения кроссовером «Москвич 3» Авто, 18:34
Клуб НХЛ уволил главного тренера после провального сезона Спорт, 18:34
Командир спецназа «Ахмат» перешел на новую должность Минобороны Политика, 18:33
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Глава Минфина США пообещала новые санкции против Ирана Политика, 18:33
Вона обогнала доллар по объемам торгов на криптовалютных биржах Крипто, 18:32
В Москве завели дело о смерти женщины после операции по коррекции фигуры Общество, 18:27
В Амурской области мигрантам запретили работать в перевозках и торговле Общество, 18:14
Бренд «Черкизово» более чем в 1,5 раза увеличил продажи свиного фарша Пресс-релиз, 18:10
В ФСО объяснили закрытие Красной площади Общество, 18:03
Посольство не получало приглашение на юбилей высадки в Нормандии Политика, 18:02