Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 
Эксклюзив

Глава «Энергомаша» — РБК: «Отказ США от двигателей не станет бедствием»

Глава НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов в интервью РБК рассказал о возможном уходе с рынка США, конкуренции с Маском, проблемах двигателя «Ангары», неизбежных сокращениях в новом холдинге «Роскосмоса» и об увольнениях по алкотестеру
Игорь Арбузов
Игорь Арбузов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Как заработать на космическом рынке

Основные деньги в перспективе, даже можно сказать уже сегодня, не в пусковых услугах, а в сервисе из космоса. Рост мирового космического рынка в ближайшее десятилетие будет происходить в основном за счет расширения сегмента спутниковой связи и геоинформационных услуг, а наиболее прибыльным сегментом пусковых услуг станет сегмент пусков космических аппаратов связи, навигации, метеорологии массой 0,5–6 т на ракетах-носителях легкого, среднего и тяжелого классов.

С точки зрения ракетного двигателестроения есть определенные ограничения, связанные с тем, что это технологии двойного назначения, и, как правило, все стараются локализовать производство у себя.

О «детских болезнях» двигателя «Ангары»

В начале 2019 года «Энергомаш» сообщил, что при определенных условиях при запуске ракеты-носителя в ее двигателе наблюдаются низкочастотные колебания. Они могут в итоге привести к разрушению «Ангары».

На этапе отработки двигателя он болеет какими-то детскими болезнями, но это не значит, что с ними он входит во взрослую жизнь. Все эти проблемы решаются на этапе отработки, доводки, испытаний и целого ряда процедур, которые приводят в итоге к подписанию решения о допуске двигателя к эксплуатации.

Сегодня двигатель полностью соответствует техническому заданию Центра Хруничева. Тем не менее продолжать работу по изучению процессов, которые в нем происходят, необходимо, поэтому ведется научный поиск, выясняется природа протекающих процессов. В научном докладе речь шла как раз о том, как мы решали эту проблему. Естественно, ни одного двигателя с этим дефектом в эксплуатацию просто физически не могло попасть по тем регламентам и стандартам, которые действуют сегодня в отрасли.

О будущем космодрома «Морской старт»

Было бы глупо пустить его на дно или разрезать. При том что в него столько вложено, частными компаниями тем более. Все-таки надо искать пути, как его максимально использовать. На мой взгляд, очень продвинутое было в свое время решение. Просто потенциал не до конца использован.

О переговорах с США

В 2019 году контракты с США на поставки двигателей РД-180 и РД-181 не заключались, мы еще пока в процессе переговоров. Если американцы решат не закупать российские двигатели после 2021 года, конечно, отказ от поставок окажет влияние на нашу экономику, но это не будет стихийным бедствием. Мы к нему готовимся. Мы проводим работу по дозагрузке предприятия. Прорабатываем вопросы поставок не только на американский, но и на целый ряд других рынков.

Двигатели РД-180 были разработаны «Энергомашем» в середине 1990-х годов на базе советского РД-170, который был мощнейшим ракетным двигателем в мире и использовался на сверхтяжелой ракете-носителе «Энергия». РД-180 поставляются на экспорт в США для ракет семейства Atlas.

О конкуренции с Илоном Маском

Мы не считаем его конкурентом. Каждый идет своим путем. Мы с уважением относимся к тем достижениям, которых сегодня компания Илона Маска добивается, но у каждой своей задачи. Мы ни в чем не отстали, и мы свое лидерство будем подтверждать.

О способности Индии заменить рынок США для «Энергомаша»

Индия сегодня создает средства выведения для пилотируемой программы и работает над созданием ракеты сверхтяжелого класса. Конкретных договоренностей нет, идет переговорный процесс. Рассматриваются двигатели в диапазоне от 100 до 400 т.

Мы ведем переговоры над формулой нашего сотрудничества, которое предполагает в том числе последующую передачу лицензии на право производства двигателей на территории Индии. Это уже вопрос межправительственных соглашений. Учитывая уровень наших дружеских отношений, это одна из перспективных тем.

В ходе наших последних контактов со стороны индийского правительства было сказано, что они заинтересованы в развитии сотрудничества в области двигателестроения. Мы договорились, что в сентябре и в октябре проведем целый ряд консультаций, чтобы подготовить предложение для наших правительств по развитию сотрудничества.

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Что такое НПО «Энергомаш»

Научно-производственное объединение «Энергомаш» — головное предприятие «Роскосмоса» по разработке жидкостных ракетных двигателей. Оно основано в 1929 году в Ленинграде как группа по разработке ракетных двигателей при газодинамической лаборатории под руководством Валентина Глушко. Предприятием разработаны десятки жидкостных ракетных двигателей для боевых баллистических и космических ракет.

Общий объем выручки по итогам 2018 года составил 20 млрд руб. По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, выручка предприятия на 50–60% зависит от американских заказов. В апреле глава Космического командования ВВС США генерал Джон Реймонд заявил, что Америка прекратит закупать российские ракетные двигатели РД-180 после 2022 года.

В феврале 2019 года наблюдательный совет «Роскосмоса» утвердил перечень предприятий, которые войдут в холдинг ракетного двигателестроения на базе АО «НПО «Энергомаш» — это АО «КБХА» и «ВМЗ» в Воронеже, КБХМ им. А.М.Исаева, ПАО «Протон-ПМ», АО «НИИмаш» и ОКБ «Факел».

О влиянии «политического разворота» в Бразилии

С Бразилией мы вели интенсивный переговорный процесс до конца 2018 года. Уже в высокой стадии готовности находились решения, которые готовы были принять бразильские власти, в том числе и Министерство обороны, речь шла также и о возможности использования бразильского космодрома. Однако смена правительства и разворот политического курса страны, к сожалению, вернул переговорный процесс почти в исходное состояние.

О переговорах с Китаем о разработке метанового двигателя

Мы ждем ответной реакции на предложения, которые сделаны китайской стороне. По крайней мере на последней встрече, которая состоялась в июле в рамках межправкомиссии по сотрудничеству в космической отрасли, было заявлено, что ракетное двигателестроение — одна из ключевых тем, которая в большей степени их интересует.

Направления нашего сотрудничества пока до конца не ясны. Когда китайские специалисты сформулировали нам свои пожелания, то оказалось, что их интересует все, начиная с самых маленьких двигателей тягой в несколько граммов и заканчивая сверхтяжелыми двигателями тягой в 800 т. Сегодня так же, как с Индией, сфера интересов начинает постепенно сужаться, и мы уже ведем более конкретные переговоры. Но пока это все равно очень широкий спектр.

Игорь Арбузов
Игорь Арбузов

О неизбежных сокращениях в создающемся холдинге

Сокращения — неизбежный процесс. Все с пониманием к этому относятся. Процесс будет происходить постепенно. Задач сократить 20–30% не поставлено, мы исходим все-таки из соображений разумности.

Естественно, не будет дублирующих отделов, особенно управленческих структур. Выбираем лучших специалистов, которые в дальнейшем будут управлять объединенным предприятием. Следующий шаг — это объединение производственных потоков — то, ради чего вся процедура и затевалась, чтобы оптимизировать производственные мощности, оптимально использовать конструкторский потенциал и исключить дублирование в производственных мощностях, обеспечить оптимальную загрузку.

Кто такой Игорь Арбузов

Игорь Арбузов родился в Перми в 1957 году. Окончил механико-технологический факультет Пермского политехнического института и Академию народного хозяйства по программе «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства».

В 1979–2006 годах работал на заводе «Пермские моторы». С 2006 по 2014 год возглавлял ПАО «Протон-ПМ». С декабря 2014 по август 2015 года — заместитель гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации по развитию производства. С августа 2015 года — гендиректор НПО «Энергомаш».

О долгах предприятий холдинга

У НИИмаша не такой большой объем кредитов. Там один из существенных вопросов — значительное количество территорий, которые остались у них после создания испытательного комплекса под проект «Энергия-Буран». Несопоставимые размерности: предприятие выпускает двигатель размером с кулак, для которого испытательный стенд нужен примерно с комнату, а у них размер испытательного комплекса 900 га.

«Протон-ПМ» прошел наиболее сложное время, когда последствия отказа от производства двигателей для ракеты-носителя «Протон» очень серьезно ударили по экономике предприятия. Мы вынуждены были оптимизировать численность, производственные мощности. Но с учетом передачи в «Протон-ПМ» производства агрегатов двигателя РД-191, а также целого ряда контрактов в интересах Минобороны нам удалось сформировать портфель заказов, который начинает выводить это предприятие на безубыточную работу. Дно мы прошли, думаю, по итогам убыток будет где-то на уровне 250–270 млн.

Об алкотестере для сотрудников на входе в «Энергомаш»

Я алкотестер не прохожу, меня освободили. Топ-менеджмент проходит, но ни у кого из руководства пока алкоголя не выявлено. Если бы было выявлено, они бы уже здесь не работали. Как правило, за этим следует увольнение. Я сейчас не ручаюсь за цифру, но всего где-то 15–20 сотрудников были уволены.

Что мешает полетам на Марс и Луну

Нужны более совершенные с технической точки зрения средства выведения. Локомотивом развития являются самые смелые проекты, и чем они амбициознее, тем более интенсивно они развивают все, что делается на земле. Надо научиться мечтать — это обязательно.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Бивол и Бетербиев провели дуэль взглядов перед чемпионским боем Спорт, 15 апр, 21:54
Клуб Юрана во втором матче подряд потерял игрока из-за разрыва «крестов» Спорт, 15 апр, 21:50
В Тбилиси начались задержания на митинге против закона об иноагентах Политика, 15 апр, 21:36
Подросток-зацепер приехал из Москвы в Петербург на «Сапсане» Общество, 15 апр, 21:30
США ввели санкции на металлы. Что будет с акциями «Русала» и «Норникеля» Инвестиции, 15 апр, 21:30
Оренбургский губернатор назвал сроки пика паводка в Илеке Общество, 15 апр, 21:29
В суд поступило дело в отношении разработчика суперкомпьютеров Абрамова Политика, 15 апр, 21:18
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Умер первый губернатор Архангельской области Павел Балакшин Политика, 15 апр, 21:03
WP узнала о поручении Нетаньяху подготовить список целей в Иране Политика, 15 апр, 20:55
Кениец признался, что уступил китайцу победу в полумарафоне из дружбы Спорт, 15 апр, 20:48
На Украине разработали дрон-камикадзе с дальностью более 100 км Политика, 15 апр, 20:31
Российский моряк с захваченного Ираном судна MSC Aries вышел на связь Политика, 15 апр, 20:24
Эксперт назвал вероятный объем капитала в гонконгских криптовалютных ETF Крипто, 15 апр, 20:20
«Русский пионер» опубликовал стихотворение Суркова об Окуджаве Политика, 15 апр, 20:09