Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Кремле заявили, что Путин не говорил о передаче Минску ядерных ракет Политика, 10:06
В Австралии заявили о планах увеличить помощь Украине Политика, 10:02
VEON заявил об обесценивании бизнеса в России на $449 млн в I квартале Бизнес, 09:58
Шри-Ланка разрешит зарубежным компаниям импортировать и продавать топливо Политика, 09:55
Акции Robinhood упали на 5% на опровержении новости о сделке с FTX Инвестиции, 09:55
Засудить Apple или Netflix: как потребители бросают вызов гигантам Pro, 09:53
В новой стратегии НАТО Китай станет «системным вызовом» для альянса Политика, 09:50
Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД Партнерский проект, 09:49
Финский производитель лифтов KONE продаст бизнес и уйдет из России Бизнес, 09:43
CNN узнал о сомнениях США насчет возврата Украиной утраченных территорий Политика, 09:40
Baykar Makina бесплатно передаст Украине три беспилотника Bayraktar TB2 Политика, 09:38
«Черная метка для репутации»: что пишут зарубежные СМИ о дефолте в России Pro, 09:31
Ефимов раскрыл число инвесторов, арендовавших у Москвы земли за 1 рубль Город, 09:30
Капитан «Манчестер Сити» после девяти лет в клубе вернулся в Бразилию Спорт, 09:30

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Общество ,  
0 

Соловьев и другие авторитеты: почему половина россиян не верят СМИ

Россияне уважают журналистов и доверяют им. При этом лишь 33% «привыкли верить тому, что пишут в газетах и говорят по телевидению». Соцсети вошли в тройку основных каналов информации, выяснили социологи
Андрей Малахов
Андрей Малахов (Фото: Стоян Васев / ТАСС)

​Скорее уважают

Фонд «Медиастандарт» провел социологическое исследование «Образ журналиста в массовом сознании россиян» (итоги имеются у РБК). По заказу «Медиастандарта» и Комитета гражданских инициатив специалисты группы ЦИРКОН изучили представления жителей России о профессии журналиста, оценке ее социальной роли и личных качествах сотрудников СМИ.

Исследование подготовлено на основе массового репрезентативного опроса 1604 респондентов методом личного интервью летом текущего года. Эти данные сравнивались с мнением самих журналистов по итогам исследования «Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе» ЦИРКОН и фонда «Медиастандарт» в 2016 году.

Как выяснилось, россияне лучше относятся к журналистам, чем к результатам работы СМИ. Профессия журналиста «скорее пользуется уважением» у большинства россиян: так считают 65% респондентов против 15% носителей противоположного мнения. Эти данные резко контрастируют с мнением самих журналистов. Лишь 15% респондентов-журналистов согласились с тем, что профессия «скорее уважаемая».

Россияне воспринимают СМИ прежде всего как институт гражданского общества. За результаты своей работы журналист несет ответственность перед всем обществом, уверены 82% респондентов, это мнение доминирует во всех возрастных и социальных группах. Вариант ответа «журналист несет ответственность лишь перед аудиторией своего СМИ» набрал 35%, далее идет «перед властью» (20%). Журналисты также согласны с ответственностью перед обществом (79%), но на этом сходство в понимании ответственности заканчивается. Второй и третий по популярности ответы в профессиональном сообществе стали «перед собой и своей семьей» (79%) и «перед аудиторией своего СМИ» (71%).

Pro
Фото: Shutterstock В мире предрекают стагнацию ИТ-отрасли. Что ждет ее в России — два тренда
Pro
Фото: Shutterstock Расстройства пищевого поведения: как их распознать и лечить
Pro
Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса
Pro
Фото: Ralph Orlowski / Getty Images Эмоциональный голод: что это такое и как он приводит к перееданию
Pro
Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас
Pro
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск
Pro x The Economist
Фото: Shutterstock Нет времени управлять: на что тратят свой день современные руководители
Pro
Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

На основании ответов респондентов видно, что образ российского журналиста считается скорее положительным. Представителям этой профессии в глазах россиян свойственны смелость, чувство юмора, упорство, самоотверженность и честность (эти качества отметили более 50% респондентов). Единственная отрицательная характеристика, которую приписывают журналистам большинство опрошенных, — наглость и назойливость (56%). Вместе с тем респонденты разделились примерно на равные группы, присваивая или признавая не свойственными журналистам такие качества, как эгоизм, тщеславие, беспринципность, цинизм, продажность.

С тем, что «журналисты, как правило, зависимые, подневольные люди, которые действуют в интересах своих руководителей, — что им скажут, то и печатают», согласились 60% респондентов. Но большинство опрошенных в то же время согласны, что многие журналисты «искренне стремятся улучшить жизнь в России» и «работают из идейных соображений».

Но не доверяют

Уважение россиян к профессии не означает доверия к результатам работы журналистов и доверия к СМИ. Позитивный вклад журналистов в развитие России отмечают 41% респондентов (отрицательный — 12%), а 30% считают, что они ни на что серьезно не влияют. В целом доверяют журналистам уже 37% респондентов против 24% сторонников противоположного мнения. Еще 35% доверяют выборочно.

Россияне скорее не доверяют СМИ: 50% склонны «скорее не доверять» большинству сообщений, выпускаемых журналистами, и лишь 33% «привыкли верить тому, что пишут в газетах, говорят по телевидению и радио». «Люди часто говорят, что всей правды им все равно не скажут, но, чтобы разобраться, они читают между строк, смотрят по разным источникам, — говорит социолог Левада-центра Денис Волков. — Но на практике, как показывают опросы, так делают очень немногие».

Профессионалы серьезно расходятся с опрошенными в представлениях о существующей свободе в СМИ. Только 38% россиян считают профессию скорее несвободной против 81% опрошенных журналистов.

Низкое доверие к СМИ связано с тем, что почти половина респондентов (45%) заявили, что часто или очень часто сталкиваются с обманом или непроверенной информацией в медиа, считает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. По его мнению, россияне не переносят этот негатив на сообщество журналистов и восприятие именно журналистики в российском обществе можно квалифицировать «как умеренно позитивное с фиксацией особого характера профессии».

Примерно две трети респондентов считают, что профессия журналиста в России уважаема и престижна, и еще больше граждан рассматривают эту деятельность как трудную и небезопасную. «Можно сказать, что россияне входят в положение журналистов, считают, что в целом они действуют из благих побуждений, выполняют важную работу, но не всегда могут противостоять обстоятельствам», — заметил эксперт.

Уходят в интернет

Среди каналов информации респонденты больше всего доверяют программам на государственном телевидении (63%), новостям от разных источников в интернете (44%), частным СМИ (14%), иностранным медиа (4%). Сообщения в социальных сетях входят в топ-3 вызывающих доверие источников для 15% россиян, видео с YouTube — для 12%, каналы в Telegram — для 4%.

Молодежь меньше интересует общественно-политический контент: среди респондентов свыше 60 лет он интересен 77% против чуть более трети молодых респондентов (18–25 лет). В то же время молодежь в наименьшей степени по сравнению с другими возрастными группами доверяет новостям по телевизору (46%) и значительно сильнее других верит в целом контенту СМИ в интернете (44%). Например, о доверии «Яндекс.Новости» заявили 33% молодых россиян (всех возрастов — 17%), сообщениям в социальных сетях — 26% (15%), видео с YouTube — 31% (12%), каналам в Telegram — 12% (4%).

«Снижается роль ТВ, растет роль интернета, а молодые интернетом пользуются чаще, — отмечает Волков. — В целом молодые меньше интересуются новостями, политикой. Но хотя от ТВ они зависят меньше, их взгляды по политическим вопросам скорее заимствованы у взрослых, которые ТВ как раз продолжают смотреть».

Верят Соловьеву и Малахову

Самые ожидаемые социальные роли журналиста с точки зрения населения — информатор (факты нужны 65% опрошенных) и комментатор (объяснение событий важно для 43%). Далее идут контролер, проверяющий чиновников (33%), трибун общественного мнения (32%), помощник-правозащитник (24%) и просветитель (22%). С наименьшим одобрением жители России относятся к активизму журналистов (считают важным лишь 18%), пропаганде (11%) и функции шоумена (9%).

Впрочем, в тройку лидеров самых популярных журналистов шоумен все-таки вошел. Как отмечают исследователи, на протяжении длительного периода в топе наиболее авторитетных для россиян журналистов находятся три фигуры — телеведущие Владимир Соловьев (его мнение авторитетно для 11,1% респондентов), Андрей Малахов (8,2%) и Владимир Познер (7,2%), которых исследователи по своему функционалу относят к категориям «пропаганда», «развлечение» и «информирование» соответственно. На четвертом месте (более 2%) идут телеведущие Дмитрий Киселев, Ольга Скабеева и Евгений Попов.

Владимир Соловьев
Владимир Соловьев (Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости)

Авторитетный для россиян прежде всего тележурналист, в то время как пресса, радио- и интернет-журналистика слабо персонифицированы: имена журналистов в этих сферах респонденты упоминают в пределах статистической погрешности. В категории «пресса» россияне чаще называли Дмитрия Быкова, Анну Политковскую и Ольгу Богуславскую (у всех 0,1–0,2%), а в интернет-категории — Юрия Дудя, Ксению Собчак и Анатолия Шария (0,4–0,7%).

Сами журналисты в ходе массового опроса «Медиастандарта» в 2016 году отдали предпочтение Владимиру Познеру (20%) и Леониду Парфенову (16%).

Результат первой восьмерки журналистов, чье мнение наиболее авторитетно для россиян, сделала условная «аудитория телевизора», полагает Казьмин. По его мнению, эта группа аудитории благосклоннее относится к тем публичным людям, которых считает журналистами, поэтому им проще сказать, что конкретным узнаваемым фамилиям они доверяют и считают их мнение авторитетным. «Люди наверху списка меняются по мере обновления лиц на ТВ: в 2001 году на втором месте был Сергей Доренко, в 2007-м — на третьем месте был Алексей Пиманов, в 2012-м — Андрей Караулов. Аудитория новых медиа менее благосклонна к журналистам, у них больше сомнений, больше недоверия, также большее разнообразие лиц, тем более у текстовых СМИ они плохо распознаваемы. Поэтому многие не готовы сказать, что считают мнение такого-то журналиста авторитетным. Это все-таки весомое заявление, и вот представители этой аудитории на него не готовы», — рассуждает эксперт. Поэтому просмотры набирают меньше 1%, как, например, выпуски Дудя, наиболее рейтинговые информационные шоу.

Ждут фактов

Требования к профессии самих журналистов серьезно отличаются от взглядов остальных россиян. Для первых не важны наличие формального образования (только 13% сотрудников СМИ против 79% россиян считают это важным критерием) и включенность журналиста в профессиональное сообщество (26 против 75%). В то же время мнения сообщества журналистов и массовой аудитории почти совпали в немалой важности таких профессиональных качеств журналистов, как «наличие писательского таланта, грамотного русского языка, навыков работы с разными типами информации» (90 и 93%), «соблюдение этических норм» (90 и 89%) и наличие «навыков работы с разными типами информации» (74 и 86%).

В то же время меньшая часть респондентов видят у профессионального сообщества журналистов общие интересы и цели (такое мнение разделяют только 25% журналистов и 34% по общероссийскому опросу), что отражает фрагментированность российского медиасообщества и общества в целом, считают авторы исследования.

Предпочтения между субъективным «авторским» мнением и «объективным» отстраненным стилем подачи разделились примерно пополам. Это отражает распределение респондентов по предпочтениям между традиционными «институализированными» СМИ и неформальными «новыми медиа», подчеркивают авторы исследования: «Журналистика «постправды» с приматом «авторского взгляда», «оперативности» и «прикольности», очевидно, имеет свою растущую аудиторию».

Дмитрий Казьмин делает несколько основных выводов из исследования. Во-первых, аудитория относится к журналистам в целом значительно благосклоннее, чем сами журналисты друг к другу, и россияне воспринимают СМИ прежде всего как институт гражданского общества. Во-вторых, россияне и сами журналисты сходятся во взглядах по двум ключевым вопросам: ответственность журналистов перед обществом и требования к профессиональным качествам (соблюдение стандартов выше формальных признаков — образование, лицензия, членство в ассоциациях). В-третьих, рост не просто потребления, но и доверия к неформальным СМИ, то есть к социальным сетям, каналам в YouTube, мессенджерам, что становится важным вызовом для профессии и отрасли.

Кроме того, как отметил Казьмин, в прошлом году опрос его фонда выявил, что большинство россиян не могут отличить профессиональные СМИ, в том числе официально зарегистрированные, от неформальных, потребление которых вызвано удобством, оперативностью и способом подачи материала.

Исследование отражает дефицит лиц в СМИ, считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. По его мнению, хотя медиапотребление россиян сильно изменилось, новая журналистика не создала такого же количества массово узнаваемых лиц и те, кто входил в топ-профессии в начале 2000-х годов, занимают лидерские позиции в рейтинге и сейчас. «И это преимущественно тележурналисты, что лишний раз доказывает, что для массовой аудитории по-прежнему главная журналистика — на телевидении. При этом в массовом восприятии населения журналистика переместилась сейчас в жанр ток-шоу», — объясняет он.

По его мнению, на опрос повлиял и демографический фактор: респондентов старших возрастных групп в обществе больше молодых, и они смотрят ТВ. «А кто там журналисты? Те, кто ведет телепрограммы. Поэтому результаты Малахова и Соловьева абсолютно закономерны. Объективно кумиры молодых не могут получить результатов, сопоставимых с результатами старших возрастов, — рассуждает Танаев. — Здесь также важно понимать, что под авторитетом скорее имеется в виду популярность журналиста и в большинстве случаев авторитет журналиста просто коррелируется с его ТВ-рейтингом».

Авторы
Теги