Абоненты задолжали сотовым операторам 1 млрд рублей
Большая часть неплательщиков - это абоненты, проговорившиеся в роуминге и не считающие нужным оплачивать эти дорогостоящие разговоры.
Специалист компании Mforum Analytics Дмитрий Деев считает, что в группу риска входят и те абоненты, которые активно пользуются мобильным Интернетом. Счета за эти услуги приходят несколько позже, поэтому люди чаще всего недоумевают, откуда появляется такой долг. Конечно же, такие абоненты часто считают, что проще зарегистрировать другую SIM-карту - не все знают, что операторы передадут такой долг коллекторам, которые будут его взыскивать всеми доступными им способами.
По данным "ВымпелКома", на конец прошлого года у коллекторских агентств находилось порядка 390 млн руб. долгов по мобильным клиентам оператора. Средняя задолженность одного абонента-физлица составляет примерно 5 тыс. руб., юрлица - 16 тыс. Пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева говорит, что оператор сотрудничает с коллекторскими агентствами уже два года, и эта работа приносит ощутимые результаты. МТС также ведет активную работу по взысканию долгов через коллекторов, говорят в пресс-службе оператора.
Не так давно МТС объявила тендер на работу с "новым пакетом долгов" компании. В самом операторе цифру общей задолженности абонентов не раскрывают. Однако из тендерной документации следует, что общий объем задолженности абонентов перед МТС (по старым и новым долгам) составляет около 357 млн руб. В МТС эту цифру называют "индикативной", уточняя, что средний долг по одному делу - около 4 тыс. руб.
В "МегаФоне" объем задолженности абонентов не раскрывают, отмечая однако, что из года в год он падает. "Мы работаем с коллекторскими агентствами как на федеральном, так и на локальном уровне", - поясняет пресс-секретарь оператора Татьяна Иванова.
Абонент становится должником в тот момент, когда истекает срок оплаты его счетов за предоставленные услуги, объясняют операторы. Долги в работу коллекторским агентствам передаются после закрытия договора, то есть после нескольких месяцев его "неактивности".
До обращения к коллекторам операторы делают все возможное, чтобы разобраться с должниками самостоятельно, говорят их представители. "ВымпелКом" даже опробовал сценарий "долговой амнистии" - в 2008г. оператор прощал долги своим абонентам в московском регионе, правда, в том случае, если абонент подключался к одному из пост-пейдных тарифов.
Управляющий партнер аналитического агентства Frost & Sullivan Татьяна Толмачева говорит, что выручка сотовых операторов во много раз превышает задолженности абонентов. "Сейчас это единицы процентов от существующего дохода мобильных компаний", - говорит она. Правда, как признает аналитик, важно, что этот долг отражается в финансовой отчетности, поэтому вопрос снижения задолженности по таким абонентам является ключевым для сотовых операторов.